|
|
N°1, 12 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Boeing отстал
Европейские авиастроители вырвались в лидеры
Европейский авиационный концерн Airbus по итогам 2003 года стал крупнейшим в мире производителем гражданских самолетов, впервые опередив своего главного конкурента -- американскую корпорацию Boeing. 6 января Boeing расписался в поражении, опубликовав официальные данные о количестве самолетов, собранных на его заводах за год. Их оказалось 281 -- в 2002 году результат лидера американского авиастроения был почти на 100 единиц гражданской авиатехники лучше.
По производственным результатам хуже 2003 года в недавней истории Boeing остается только 1996-й, когда корпорация произвела 271 самолет. К тому же в 2003 году коммерческие и финансовые трудности Boeing тесно переплелись с серией скандалов, правительственных расследований и увольнений, завершившихся отставкой первого лица корпорации Фила Кондита.
Airbus еще не опубликовал своих итоговых данных за год -- этот отчет будет распространен 15 января. Однако уже известно, что в двадцатых числах декабря Airbus передал заказчику свою 300-ю за год крылатую машину. «Юбилейным» покупателем оказалась авиакомпания Singapore Airlines. Как ожидается, финальное число поставленных в 2003 году аэробусов окажется немного больше 300 за счет сделок, завершенных в последнюю неделю ушедшего года.
Рыночные ниши, в которых работают конкуренты, совпадают не полностью. Airbus, например, специализируется только на гражданской авиатехнике. Boeing осуществляет обширные военные и космические программы в интересах правительства США. В этом году корпорация даже объявила о намерении несколько сместить акцент в сторону военного производства, чтобы компенсировать воздействие мирового кризиса гражданских авиаперевозок, начавшегося в 2001 году. Поэтому аналитики отрасли ждут публикации финансовых результатов Airbus и Boeing, чтобы сделать детальные выводы о нынешнем соотношении сил между давними противниками.
Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения, что европейское авиастроение сделало принципиальный рывок вперед в мировой конкурентной гонке. Boeing занимает прочные позиции в строительстве гражданских самолетов с начала 50-х годов прошлого века. Реальными его соперниками в мировом масштабе тогда были другие американские компании (в том числе исчезнувшие позднее). В 1969 году, когда на сцене появился Airbus, серьезных оснований говорить о конце американской гегемонии на этом рынке не было. Первый аэробус А-300 продавался не очень хорошо. К 1975 году концерн сумел найти покупателей на 55 таких машин, а за последующие полтора года не заключил ни одной новой сделки. Только к концу 70-х общее число заказов на аэробусы приблизилось к трем сотням. Boeing иногда за один год отправлял покупателям вдвое больше машин.
На ближайшие десятилетия европейские и американские авиастроители избрали для себя разные маркетинговые дороги. Airbus сделал ставку на проект самолета сверхбольшой вместимости A-380. Boeing только что приступил к разработке самолета Dreemliner, размеры которого должны быть средними, зато экономическая эффективность -- высокой.
Михаил КУКУШКИН