|
|
N°68, 17 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От нашего стола
Кремль и Пхеньян договариваются о поставках оружия
До сих пор неясно, когда состоится давно запланированный визит в Москву северокорейского лидера Ким Чен Ира. Однако отношения между двумя странами могут измениться сенсационным образом. По сведениям высокопоставленных источников газеты «Время новостей», Пхеньяну все же удалось убедить Москву в необходимости возобновления полномасштабного двустороннего сотрудничества в военно-технической области. Вряд ли это может принести России ощутимую денежную выгоду. Зато нервная реакция Вашингтона будет обеспечена. Кремлю доведение Джорджа Буша до истерики может быть полезно разве что в геополитическом плане.
Подтверждением намерений Москвы стала произведенная в минувший уикенд красноречивая «рокировочка» в составе межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и КНДР. Своим распоряжением глава российского кабинета Михаил Касьянов «отписал» Северную Корею «оборонному» вице-премьеру Илье Клебанову. До сих пор Москва блюла в этом вопросе подчеркнутую «политкорректность»: с российской стороны комиссию возглавлял министр образования г-н Филиппов. Его замена именно на г-на Клебанова говорит сама за себя. Последний традиционно возглавляет межправительственные комиссии лишь с теми странами, которые входят в узкий круг «стратегических партнеров» Москвы и одновременно лидируют в списке покупателей нашего оружия, -- Индией, Китаем, Алжиром, Анголой.
Информаторы газеты «Время новостей» утверждают, что «смена курса в отношении Пхеньяна не является экспромтом». Вполне конкретные переговоры на сей счет были начаты еще летом прошлого года в ходе визита в КНДР Владимира Путина. Однако после заявления Ким Чен Ира о том, что его обещание российскому президенту заморозить ракетную программу в обмен на международную помощь было всего лишь «шуткой», Кремль всерьез обиделся. Впрочем, одновременно обиженным себя чувствовал и официальный Пхеньян: в ходе путинского визита российской стороне были переданы северокорейские предложения о частичном списании прежних долгов на общую сумму около 3 млрд долларов. Однако они не нашли понимания у «московских гостей»: члены российской делегации ссылались на то, что «корейцы предлагают очень сложные финансовые схемы погашения долгов». В итоге стороны вернулись к обсуждению вопроса о российских военных поставках КНДР лишь в конце нынешнего февраля. Как признавался сам Илья Клебанов, он обменялся по этому поводу подробными посланиями «с одним из членов политбюро ЦК Трудовой партии Кореи». После чего состоялась и личная встреча вице-премьера с послом КНДР в России Пак Ы Чуном. Правда, и после этого г-н Клебанов был весьма осторожен в своих оценках перспектив возобновления поставок оружия КНДР. По его словам, «то, что мог себе позволить Советский Союз, Россия позволить себе не может». Тем не менее нынешнее назначение Ильи Клебанова «командующим северокорейским фронтом» свидетельствует о том, что договориться с Пхеньяном все же удалось.
Российские официальные лица категорически отказываются комментировать перспективы военно-технического сотрудничества с КНДР. Что в общем-то и понятно: в последние годы основным покупателем нашего оружия на Корейском полуострове был отнюдь не Пхеньян, а Сеул (кстати, председателем межправкомиссии по сотрудничеству с Южной Кореей является все тот же Илья Клебанов). Что же касается конкретных финансовых схем, которые предполагается использовать во взаиморасчетах с КНДР, то, судя по всему, стороны вернулись к идее совместной эксплуатации химического комбината «Сынри» и металлургического объединения им. Ким Чака в Чхончжине, а также развития свободной торгово-экономической зоны «Раджин-Сомбон». Серьезные дивиденды сулит и проект восстановления транскорейской магистрали с выходом ее на Транссиб, реализация которого в конечном счете зависит именно от согласия северокорейских властей. Однако часть военных поставок Пхеньян был все же вынужден пообещать оплачивать валютой. Судя по недавнему заявлению министра финансов КНДР Мун Иль Бона, Пхеньян планирует потратить на военные расходы в нынешнем году 1,45 млрд долларов (при том, что весь бюджет страны не дотягивает и до 10 млрд). И хотя российские экспортеры вооружения высказывают сомнения в достоверности этих цифр, они признают, что «на поддержание боеспособности своей 1,2-миллионной армии хотя бы на минимальном уровне Пхеньян все же каким-то образом умудрялся находить деньги».
Юрий ГОЛОТЮК