Время новостей
     N°1, 12 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.01.2004
В отсутствие принцев
Начались выступления балета Большого театра в Париже
Большой театр шел к этим гастролям как под снайперским огнем: р-раз! -- осенью на репетиции в той же самой Парижской Опере получает травму и выбывает из строя на сезон Николай Цискаридзе. Два! -- перед самым отъездом попадает в больницу с пневмонией другой премьер, Сергей Филин. Три! -- еще на одного, Андрея Уварова, сваливается грипп. Казалось, что судьба за что-то взъелась на театр, славный прежде всего своими солистами. На гастролях в Париже, где выверяются репутации и -- в конечном счете -- суммы будущих контрактов, Большой не был тринадцать лет. За это время в театре сменили друг друга четыре главных начальника и шесть балетных худруков (седьмого, только что вступившего в должность Алексея Ратманского, официально представили труппе как раз в Париже). Из-за этой чехарды театр на внешний взгляд казался неустойчивым, ненадежным -- и, к сожалению, слишком часто таким и был: отменялись гастроли, сыпались обязательства. То есть эта нынешняя поездка -- не рядовая, она важна чрезвычайно как символ достигнутой стабильности и вновь имеющихся художественных свершений.

Ага, стабильность. Должны были везти "Лебединое озеро" (как визитную карточку), "Дочь фараона" (постановку Пьера Лакотта, для Парижской Оперы сделавшего "Пахиту") и "Пиковую даму" (также родной французам Ролан Пети). Когда стало ясно, что Цискаридзе на гастролях не будет (в декабре танцовщику уже сделали операцию, и он проходит восстановительный курс в Биаррице, но до полетов еще далеко), из давным-давно утвержденной программы гастролей исчезла "Пиковая дама" -- у премьера не было дублера, спектакль был сделан только на него. Заодно испарилась "Шопениана", что должна была составить ей компанию в вечере одноактных балетов. Вместо этого вечера решили представить парижанам предпоследнюю премьеру -- "Светлый ручей". (Кстати, на летние лондонские гастроли английским импресарио приглашена премьера последняя, "Ромео и Джульетта", -- и это важно, если все в Париже и Лондоне пройдет хорошо, у Большого театра будет шанс разрушить представление о русских театрах как о вечных торговцах собственным прошлым). Но "Светлый ручей" -- впереди. Впереди и "Дочь фараона". Именно они могут пострадать больше всего от отсутствия Сергея Филина -- что лихие хохмы на пуантах в первом спектакле, что изощренная мелочовка движений во втором. Дублеры, конечно, есть -- в "Ручье" появится Ян Годовский, в "Фараонке" -- Дмитрий Белоголовцев, но это замены нервные и неравные.

То есть гастроль должна продержаться на женщинах. И, кажется, продержится. Прошедшую в первые дни серию "Лебединых озер" открывало выступление Светланы Захаровой. Балерина любима французской публикой (ее приглашали и на личные гастроли в Оперу), но также тепло принимали и спектакли Галины Степаненко, и Надежды Грачевой. Впрочем, когда в первый день зал устроил стоячую овацию, то, несомненно, хлопали всем -- и недолечившемуся в Москве, кинувшемуся спасать театр Андрею Уварову, нашему образцовому "белому принцу", и мощному Злому гению -- Дмитрию Белоголовцеву, и наверняка кокетничавшему с публикой шуту -- Геннадию Янину. Но вот что важно: и публика, и критика оценили кордебалет и разглядели среди "невест" невесту испанскую -- Марию Александрову. Тем самым дав надежду на то, что и "Фараонка", в которой она станцует сначала вторую роль (Аспиччией в этот день будет Захарова), а затем и роль главную, пройдет с заслуженным успехом. И что иронический, тонкий, виртуозный текст "Светлого ручья", в котором она царит и правит, будет понят и будет принят вовсе не в качестве "русско-советской экзотики", хотя действие и происходит в колхозе. Но в качестве нового, умного наречия, на котором теперь говорит Большой театр.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец