Время новостей
     N°1, 12 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.01.2004
ЛУКОЙЛ окружает Каспий
Владимир Путин разрешил Вагиту Алекперову работать на шельфе Казахстана
Похоже, уже становится традицией присутствие президента России раз в год на подписании международных сделок в нефтяной отрасли. В прошлом июне в Лондоне Владимир Путин и Тони Блэр благословили образование ТНК-ВР, а в конце прошлой недели президенты России и Казахстана почтили своим присутствием состоявшуюся в Астане церемонию вхождения ЛУКОЙЛа в проект разработки казахской части Северного Каспия.

Компания Вагита Алекперова, равно как и национальная «Казмунайгаз», получила 50% в проекте разработки (на условиях СРП) месторождения «Тюб-Караган». Срок соглашения -- 40 лет. Кроме того, на паритетных началах стороны начнут геологоразведку шельфового участка «Аташский». По предварительной оценке, извлекаемые ресурсы «Тюб-Карагана» составляют более 100 млн тонн условного топлива. Участок расположен на шельфе Северного Каспия, к северо-востоку от морского порта Баутино. «Аташский» находится в 80--85 км от Баутино и включает в себя три блока: «Аташская», «Казахстан» и «Марал». Затраты сторон на разработку месторождений в случае открытия коммерческих запасов могут составить более 3 млрд долл. СРП по блоку «Тюб-Караган» и контракт на разведку блока «Аташская» «Казмунайгаз» и министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) Казахстана заключили 29 декабря. Тогда было объявлено, что в проект в ближайшее время должен войти ЛУКОЙЛ, который полностью возьмет на себя риски, связанные с проведением геологоразведочных работ (российская компания оценивает их в 150--170 млн долл.). В случае обнаружения коммерческих запасов углеводородов затраты на разведку и промышленную разработку блоков стороны поделят пополам. Работы по проектам должны начаться уже в этом году.

«Тюб-Караган» не единственный проект ЛУКОЙЛа в Казахстане, который компания давно считает зоной своих стратегических интересов: российская компания владеет долей в 15% в проекте «Карачаганак» (запасы нефти и газового конденсата составляют 1,2 млрд тонн, природного газа -- 1,4 трлн куб. м), 50% -- в проекте «Кумколь» (30 млн тонн нефти) и 2,7% -- «Тенгиз». Однако на казахстанский морской шельф ЛУКОЙЛ вышел впервые. Правда, компания уже участвует в двух проектах на каспийском шельфе, принадлежащих Азербайджану. Через СП с итальянской Agip ЛУКОЙЛ контролирует 5% в проекте «Шах-Дениз» (общие запасы 625 млрд куб. м газа и около 100 млн тонн конденсата, месторождение расположено приблизительно в 100 км от Баку). Также ЛУКОЙЛу принадлежит 80% в проекте «Ялама» (блок Д-222), размещенном примерно равными частями на российском и азербайджанском шельфе в 30 км от берега с извлекаемыми запасами более 164 млн тонн нефтяного эквивалента.

Для рынка приобретение компанией Вагита Алекперова доли в «Тюб-Карагане» не стало неожиданностью. Еще в начале прошлого года ЛУКОЙЛ и «Казмунайгаз» подписали меморандум, касающийся сотрудничества в области разведки и добычи углеводородов в казахстанском и российском секторах Каспийского моря. Документ предполагал совместное проведение геологоразведочных работ и добычу углеводородов на перспективных морских структурах, находящихся на этой территории. Затем в течение года компании договорились о реализации двух проектов на российском шельфе -- на структурах «Хвалынская» (с запасами в 250 млн тонн условного топлива) и «Центральная» (521 млн тонн условного топлива, в состав участников проекта входит «Газпром»). В октябре было объявлено, что вместе с «Казмунайгазом» ЛУКОЙЛ ведет подготовительную работу по морскому проекту «Достык» («Дружба»), включающему в себя участки «Тюб-Караган» и «Аташский». А месяц спустя г-н Алекперов был включен в состав казахстанского совета по иностранным инвестициям. Как тогда заявляли в ЛУКОЙЛе, компания является крупнейшим российским инвестором в Казахстане и за последние восемь лет в экономику страны вложила около 1,5 млрд долларов.

По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Царегородцева, работая в новом проекте, ЛУКОЙЛ сможет использовать инфраструктуру других принадлежащих ему каспийских участков. При этом эксперт отмечает, что, «судя по обозначенным цифрам, ежегодные затраты компании будут не слишком большими и станут исчисляться сотнями миллионов долларов в год».

Денис РЕБРОВ