|
|
N°1, 12 января 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мои близкие в коррупции не замешаны»
Бывший президент Грузии Эдуард ШЕВАРДНАДЗЕ в интервью газете «Время новостей» рассказал, почему он проголосовал на выборах за Михаила Саакашвили и каким образом Грузия и Россия могли бы улучшить свои отношения при новой власти.
-- Вы всех удивили, когда не только пришли голосовать на президентских выборах 4 января, но и признались, что отдали предпочтение Михаилу Саакашвили, который добился вашей досрочной отставки.
-- Саакашвили талантлив и инициативен. Это лидер по природе и призванию. В принципе, я ему доверяю. Но чтобы управлять даже такой маленькой страной, как Грузия, нужно уметь общаться с людьми, искать с ними общий язык. Эти проблемы перед ним стоят, ему не хватает опыта. Я готов сотрудничать с ним как с новым президентом Грузии, давать полезные советы. С ним, с непростым собеседником, надо спорить, если есть аргументы. Но разговаривать надо уметь со всеми, в том числе с оппонентами.
-- Саакашвили резко критикует вашу политику...
-- Если он начнет разрушать все, что было сделано за последние десять лет, то страна откатится на уровень начала 1990-х, когда была настоящая разруха. За эти десять лет нам удалось построить демократическое государство.
-- Но он говорит, что Грузия погрязла в коррупции.
-- За день или месяц коррупцию не победить, даже если арестовать всех министров. Только репрессиями с коррупцией не справиться. Надо выкорчевывать корни, принимая такие законы, которые позволят решить эту проблему. Мои близкие в коррупции не замешаны. Кстати, при мне с помощью американских друзей было создано Антикоррупционное бюро с большими полномочиями. Там есть много интересных начинаний.
-- Вы не опасаетесь правового преследования со стороны новых властей?
-- За что меня должны преследовать? Кстати, в парламент уже направлен законопроект о правах и гарантиях бывших президентов Грузии. Если примут, то хорошо. Но с Саакашвили я об этом не говорил.
-- Какими будут теперь отношения Москвы и Тбилиси?
-- Россия должна решить два вопроса, это проблемы урегулирования в Абхазии и Южной Осетии. В первом случае все на сто процентов зависит от России, во втором тоже Москве принадлежит решающая роль. Если эти проблемы будут сняты, то отношения станут добрососедскими и взаимовыгодными. Но Россия пока этого делать не желает. Сейчас не могу сказать почему. В любом случае Грузия не должна менять свой внешний курс. Это вступление в НАТО и Евросоюз, сохранение особых отношений с США и добрососедство с Россией. Россия заинтересована сохранить свое влияние на Кавказе, США тоже имеют здесь стратегические интересы. Пока, думаю, этот баланс будет сохранен.
-- Вы уже определились со своим политическим будущим?
-- Сейчас главное -- издать мои впечатления о том, что было сделано мною в Грузии и СССР за тридцать лет. На книгу понадобится два-три года. Политической деятельностью вряд ли буду заниматься, но свои соображения буду высказывать по всем вопросам. Что будет здраво -- поддержу, но также оставлю за собой право принципиально говорить об ошибках. Само собой разумеется, что продолжу участвовать в развитии отношений между Грузией и Западом. Политик моего ранга в этом плане не может оставаться в стороне. Это не будет конкуренция с новым президентом, это только использование моего опыта. Не забывайте, что я вернулся в 1992 году в абсолютно изолированную Грузию, которая сегодня полноправный член мирового сообщества.
-- Вы по-прежнему будете жить в Крцанисской правительственной резиденции?
-- Это зависит от новых властей. Моя семья внесла большой вклад в то, что здесь построено. Еще помогали американцы в плане безопасности -- вокруг все бронированное. Я бы на месте новых властей сохранил за мной все это. Мое положение все же особенное для маленькой страны. Весь мир знает Шеварднадзе, считается с Шеварднадзе. Здесь, в Крцаниси, хорошие условия для работы.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси