Время новостей
     N°58, 03 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2001
Засекреченный рай
Льготы "закрытых городов" достались олигархам
Вот уже второй год «секретные» российские города, имеющие статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), не называют «налоговым раем». Потери федерального бюджета от их экономической деятельности оказались столь значительными, что государству пришлось существенно урезать предоставленные ЗАТО льготы. Однако эти города до сих пор дают возможность предприятиям уходить от налогов.

Принимая закон о бюджете, Государственная дума второй год подряд лишает администрации ЗАТО (всего их в России 43) льгот по уплате федеральных налогов. Исключение составляют два атомных центра, расположенных в городах Снежинске (Челябинская обл.) и Сарове (Нижегородская обл.). В порядке компенсации суммы федеральных трансфертов в ЗАТО были значительно увеличены. Кроме того, «закрытым» территориям оставили возможность предоставлять предприятиям льготы по налогу на прибыль, направляемому в местные бюджеты.

По словам руководителя департамента территориальных бюджетов Министерства финансов России Олега Бежаева, «бюджеты ЗАТО совершенно не пострадали, а федеральный бюджет почти полностью избавился от потерь». Однако, согласно данным Счетной платы, из-за несовершенства российского законодательства коммерческие предприятия до сих пор уходят от уплаты налогов в ЗАТО, а государство ежемесячно недополучает дополнительных доходов на сумму примерно 2--3 млрд рублей. Если два года назад уход от налогов в ЗАТО осуществлялся на совершенно законных основаниях, то теперь главную роль играют «серые» схемы. Закон сделал свое дело

Первоначально предполагалось, что налоговые послабления привлекут в «зоны» дополнительные капиталы, а значит, позволят хоть в какой-то мере «посодействовать» российской оборонной промышленности и помогут организовать дополнительные рабочие места в «закрытых» городах. В эпоху реформ и повальных сокращений штата госпредприятий все это было более чем актуально. Кто знает, выжили бы тогда предприятия оборонной промышленности, расположенные в закрытых городах, если бы в 1992 году президент России Борис Ельцин не подписал закон «О закрытом административно-территориальном образовании», по которому им предоставлялись серьезные налоговые льготы.

Законом было разрешено зачислять в бюджеты ЗАТО «все налоги и другие поступления с их территории». А органы местного самоуправления могли предоставлять зарегистрированным в городе предприятиям дополнительные льготы по налогам. В частности, полностью можно было уйти от дорожно-транспортных налогов, налога с продаж и налога на рекламу. Ставки других налогов если и не были равны нулю, то по крайней мере были существенно снижены. Почти половина всех налоговых поблажек относилась к федеральным налогам, четверть -- к сборам внебюджетных фондов.

В «Уточненной справке Минфина России», опубликованной в конце 1999 года, говорилось, что «в отдельных случаях уровень налогового льготирования, предоставленного предприятиям, зарегистрированным на территориях ЗАТО, превышал 99%». К 2000 году российский бюджет потерял на ЗАТО почти 100 млрд руб.

Минфин и МНС, огорошенные результатами собственных проверок, схватились за голову и спешно начали принимать меры по ограничению льгот. Количество предприятий, работающих в ЗАТО, сразу же сократилось в несколько раз. Если в начале января 2000 года во всех закрытых городах было зарегистрировано 2,5 тыс. льготников, то к концу года их число уменьшилось в два раза.

Главная причина спада интереса к ЗАТО заключается в том, что теперь органы местного самоуправления не вправе предоставлять дополнительные льготы по таким федеральным налогам, как НДС, акцизы, а также по налогам и сборам, зачисляемым в целевые бюджетные фонды, включая федеральный дорожный фонд. И все же интерес к работе в ЗАТО не угас и сегодня.

Маленькие лазейки - большому бизнесу

Дело в том, что многие федеральные налоги и платежи во внебюджетные фонды расщепляются: часть средств идет в местный бюджет, а часть -- в федеральный. Согласно действующему законодательству ЗАТО имеют право по собственному усмотрению, но при согласовании с Министерством финансов предоставлять льготы по налогам и сборам, зачисляемым в региональный бюджет. Таким образом, с одной стороны, ЗАТО формально лишились почти всех льгот, а с другой -- остались законодательные лазейки, позволяющие реально льготировать предприятия. Власти «закрытых» городов до сих пор продолжают давать зарегистрированным там фирмам налоговые поблажки без всяких согласований с правительственными чиновниками. Причем делают это весьма охотно, не беспокоясь за местные бюджеты: ведь сегодня они практически полностью финансируются за счет федеральных трансфертов.

Правда, теперь предоставление льгот приобрело явно избирательный характер: основными клиентами ЗАТО стали мощные финансово-промышленные группы, способные лоббировать свои интересы в органах власти. Такое влияние дает администрациям «секретных» городов определенные гарантии на случай возможного конфликта с правительственными чиновниками.

Весьма широко, например, ЗАТО используют нефтяные компании. Так, летом минувшего года один из цехов Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода (Самарская область) был выделен в отдельное предприятие и зарегистрирован в ЗАТО, расположенном в Челябинской области.

Через «зоны» нефтяники обычно осуществляют схемы по трансфертному ценообразованию. Это удобно не только с точки зрения прямой экономии на налогах. Дело и в том, что государственное око практически не может наблюдать за такими предприятиями. Маловероятно, что налоговый инспектор приедет в Москву, где реально работает фирма, из Железногорска (Красноярский край), где она зарегистрирована.

Впрочем, предприятиям, работающим в городах Снежинске и Сарове, практически вообще не надо прибегать к особенным ухищрениям. Льготный порядок зачисления налогов и других поступлений для этих городов сохранен, хотя и с некоторыми ограничениями (размер льгот по ЗАТО не может превышать 2 млрд рублей, и на их получение требуется разрешение Минфина).

Так что говорить о полной потере ЗАТО функций внутренних офшоров было бы преждевременно. Тем более что закон 1992 года никто не отменял и, похоже, отменять не собирается.

ЮЛИЯ ТИХОНОВА, АЛЕКСЕЙ ЗЕМЦОВ