|
|
N°67, 16 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весна священная
В Вене проходит фестиваль «Пасхальный звон»
Вена, никогда не страдавшая от недостатка культурных событий, сейчас переживает настоящий культурный бум. В течение Страстной недели и Пасхи афиши города пестрят заманчивыми названиями выставок, концертов, спектаклей. Интересен тот факт, что церковные праздники, свято соблюдаемые венцами и провоцирующие всплеск культурной жизни, не имеют под собой никаких ограничений или запретов -- город продолжает жить обычной оживленной жизнью и с удивительной легкостью комбинирует свои насущные интересы с искусством.
А искусство в Вене -- на любой вкус. На расстоянии нескольких метров спокойно сосуществуют имперское барокко, изысканный югендштиль и какой-нибудь несусветный авангард -- не только в архитектуре, но и в сопредельных видах искусства. В последние годы в венской культурной жизни появилась глобальная тенденция к сближению классического и современного искусства, и, надо сказать, деятели искусства в этой области преуспели: ежевечерне в канун Пасхи на центральной площади Святого Стефана звучит музыка современных композиторов Канчели и Церхи (специальный проект, приуроченный к Пасхе), и венцы, сначала запротестовавшие против такого звукового фона, вскоре попривыкли и теперь знают современные опусы наизусть.
Полный либерализм во взглядах не переходит, однако, рамок хорошего вкуса, поэтому, затевая что-то остросовременное, отцы города тысячу раз подумают, объявят конкурс на лучший проект и после долгих прений выберут самый достойный из предложенных. Доказательством этого может служить громадный (около 60 тыс. кв. метров общей площади) музейный комплекс Museums Quartier, где будут выставлять большей частью современное искусство. Расположенные под боком у императорского дворца Хофбург, современные здания никак не режут глаз и идеально вписаны в ландшафт старого города. Часть зданий, входящих в комплекс, планируется сдать в эксплуатацию уже в июне этого года.
Еще одна радость для любителей современного искусства -- «Дом музыки», где с умным видом стоят всякие сложные устройства, исследующие природу звука, есть экспозиция, посвященная композиторам, которые жили в Вене. Но главным развлечением «Дома музыки» является уникальный аттракцион -- «дирижирование Венским филармоническим оркестром». Глядя на экран, где высвечиваются оркестранты, и взяв дирижерскую палочку, можно изобразить «Маленькую ночную серенаду» Моцарта или «Радецки-марш» Штрауса. С минуту вы помучаетесь, после чего хамоватый альтист с экрана начнет обвинять вас в профессиональной некомпетентности и незнании музыки.
Реальный Венский филармонический оркестр далек от всякого рода аттракционов. Наряду с Государственной оперой он олицетворяет собой «Вену -- музыкальную столицу Европы», а в период Пасхи становится едва ли не главным участником ежегодного музыкального фестиваля Osterklang («Пасхальный звон»). Один из самых престижных фестивалей Европы отличается от всех других аналогичных мероприятий четко выработанной концепцией -- у каждого фестиваля есть своя тема, и программа формируется строго вокруг нее. Тема этого года -- «Смерть и воскресение» -- любимый сюжет в истории музыки, вдохновлявший композиторов от Баха до Бриттена. Баховскими «Страстями по Иоанну» на открытии фестиваля 7 апреля дирижировал английский «барочный» дирижер Тревор Пиннок. Вместе с оркестром пели «Арнольд Шенберг-хор» и созвездие роскошных солистов во главе со сладкоголосым Джоном Марком Эйнсли (в роли Евангелиста). Еще десять лет назад приглашение аутентистов -- «Арнольд Шенберг-хора», который в середине 60-х произвел революцию в старинной музыке, -- и знаменитого английского дирижера почиталось бы за нонсенс. Аутентисты, вставшие в оппозицию академической традиции, одним из символов которой и является Венский филармонический оркестр, тогда считались персона нон грата. Теперь вроде все помирились и даже задружились, ибо цель одна -- достойно исполнить гениальную музыку.
В течение последующей недели о смерти и воскресении пели и играли немецкий тенор Райнер Трост, датский баритон Бо Сковус, Гидон Кремер, Владимир Федосеев и Валерий Гергиев с мариинцами.
Высокие материи Страстной недели не исключают тем не менее простых радостей жизни, недаром в зале Национальной библиотеки, среди сотен пыльных томов, оркестр венской Volksoper наяривает вальсы и польки Штрауса, а в театре An der Wien триумфально завершает сезон нашумевший мюзикл «Моцарт!». О последнем стоит сказать особо. Имя Моцарта, являющегося неотъемлемой частью венского менталитета, давно уже отделилось от человека, это имя носившего. Моцарт-миф и Моцарт-человек -- по сути два разных персонажа. Первый -- вечно живой, его лик украшает знаменитые конфеты Mozart-Kugeln и бейсболки. Второй -- давно умер, о его характере известно по письмам и воспоминаниям современников. В мюзикле, сочиненном Михаэлем Кунце и поставленном мэтром европейской оперной режиссуры Гарри Купфером, существуют оба персонажа. Чудо-вундеркинд, позолоченный мальчик с напудренными буклями, беспрестанно пишущий музыку, -- это внутреннее «я» реального Моцарта, не дающее ему покоя ни днем ни ночью. Идея хороша, ее воплощение -- виртуозно. Несмотря на косые взгляды венской прессы, мюзикл полтора года делает полные сборы. Правда, с марта ему пришлось конкурировать с классическими «Волосами», которые в свою очередь будут играть вплоть до февраля 2002 года.
Триумфально отпраздновав Пасху, Вена переведет дух и приготовится к новому культурному буму -- в середине мая стартует Венский фестиваль, включающий в себя огромное количество концертов, спектаклей и, самое главное, презентацию Museums Quartier.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ, Вена--Москва