|
|
N°67, 16 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Артиллерию вызывали?
42-я мотострелковая дивизия не похожа на другие
«Россия будет иметь в Чечне столько войск, сколько считает нужным», -- публично заявил Владимир Путин в ходе своего блицвизита в мятежную республику. Это довольно странное высказывание, особенно для человека, имеющего юридическое образование. Являющегося к тому же президентом России, то есть страны, которая сейчас проявляет наибольшую заинтересованность в сохранении ДОВСЕ -- Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот документ четко -- с точностью до каждого танка или бронемашины -- определяет так называемые «фланговые ограничения», действие которых распространяется на Ленинградский и Северо-Кавказский военные округа. Вот если бы российской армии было необходимо «восстанавливать конституционный порядок» где-нибудь в Бурятии или на Таймыре, то количество задействованных в этом войск было бы действительно сугубо нашим внутренним делом. На Кавказе же -- увы...
Впрочем, высокопоставленные военные собеседники газеты «Время новостей» не склонны считать президентское заявление свидетельством возможного отказа Москвы от своих обязательств. Да и сама логика происходящего в Чечне в последнюю пару месяцев свидетельствует о том, что российская армия не планирует усиливать свое присутствие в зоне конфликта. Напротив, после того как 22 января Владимир Путин завизировал указ «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона РФ», армейская группировка неуклонно сокращалась. Несколько дней назад Чечню покинули последние части Московского военного округа -- 99-й гвардейский самоходный артиллерийский полк и 245-й мотострелковый полк, к месту постоянной дислокации отправлены подразделения Ленинградского и Сибирского военных округов -- в целом принимавшая участие в боевых действиях 40-тысячная военная группировка уже сократилась примерно на треть.
Тем не менее российские военные не испытывают в отношении Чечни излишне оптимистичных иллюзий и признают, что «вялотекущая противопартизанская война может растянуться здесь еще на годы». Именно поэтому расквартированная в мятежной республике на постоянную дислокацию 42-я гвардейская Евпаторийская мотострелковая дивизия объявлена сейчас в российской армии «соединением №1». Ее командир Владимир Чиркин имеет возможность докладывать о ситуации в дивизии лично президенту Путину (что совсем не характерно для других российских комдивов) и утверждает, что у 42-й «нет проблем с комплектованием военнослужащими, оснащением современными образцами вооружения и военной техники или любыми иными видами обеспечения» (что в нынешней армии вообще трудно себе представить). Впрочем, «евпаторийцы» вообще не похожи ни на одну другую мотострелковую дивизию российской армии (за исключением разве что 201-й МСД, расквартированной на военной базе на территории Таджикистана). На территории Чечни мотострелки сейчас не столько выступают в качестве самостоятельного армейского контингента, сколько работают «военными по вызову» -- тактические группы дивизии с тяжелым вооружением (артиллерией и бронетехникой) обеспечивают при необходимости поддержку легковооруженным контингентам внутренних войск или спецслужб.
Юрий ГОЛОТЮК