|
|
N°242, 26 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Глупость Саддама -- его блеф с оружием массового поражения»
Генерал Вафик САМАРРАИ после свержения Саддама стал полновластным хозяином городка Самарра, что в двух часах езды на машине к северу от Багдада. Американские покровители дали Вафику его родной городок на откуп в благодарность за борьбу с Хусейном. Самарра сегодня -- город-государство. Там властвует «Движение национального спасения», во главе которого стоит тот же Вафик. В конце июня он чудом выжил, когда его машину обстреляли из гранатомета. В прошлом месяце ряд арабских газет назвал этого мусульманина-суннита одним из кандидатов в президенты Ирака. Обозревателя газеты «Время новостей» Елену СУПОНИНУ этот господин заинтересовал по другой причине -- во времена Саддама Хусейна он возглавлял иракскую разведку. А потому он лучше многих знает, что же произошло на самом деле в этом году в Ираке -- ведь война там, безусловно, стала событием года. Уговорить на беседу его удалось с трудом и то при условии не задавать вопросов о нынешней ситуации.
-- Саддам показал себя как бесталанный полководец. Все его военное планирование весной этого года было бездарным донельзя. Ну еще на юге были какие-то сражения -- в Басре, Эн-Насирии, Неджефе, Кербеле. Стратегическая ошибка Саддама была в том, что он сделал ставку на битву в Багдаде как на решающую. Элитные части, в том числе Республиканская гвардия, оставались в столице. Саддам не доверял тем, кто сражался на юге, так как там было много шиитов. Но потом он увидел, как решительно они сражаются, и приказал Республиканской гвардии двинуться на помощь на юг. Это было ужасной ошибкой: как только эти части покинули позиции, они были уничтожены американской авиацией. Так что когда к Багдаду подошли сухопутные американские войска, все было кончено. Да и подготовка к обороне Багдада была так себе. Правда, и без того было ясно, что Саддам проиграет, вопрос был, какой ценой.
-- Говорят о предательствах на уровне ближайшего окружения Саддама, о тайных сделках...
-- Я не сторонник подобных версий. Все было гораздо проще. Народ не хотел защищать Саддама, а он не смог организовать оборону.
-- Было столько разговоров об элитных частях «Федаины Саддама».
-- Их подготовка была слабой. Там было много случайных людей, наемников. Я никогда не считал их реальной боевой единицей. Ну были там отдельные подразделения, которые натаскивали на выживание в экстремальных условиях, заставляли живыми лягушками питаться. Но это больше показуха была. Даже не знаю, почему журналисты так их прославили. Республиканская гвардия еще была какой-то силой, ну и все.
-- Почему Саддам не использовал хотя и плохую, но все же авиацию?
-- В условиях абсолютного превосходства США и Великобритании в воздухе это было невозможно. У Саддама оставались только очень старые самолеты МиГ-23 и МиГ-21.
-- Иракцы после войны критиковали российское оружие. Мол, оно им не помогло. Вы согласны с этим?
-- У россиян есть хорошее оружие. Танк Т-72 -- очень хороший. Истребитель МиГ-29 -- тоже. И российские оборонительные системы. Но на вооружении Ирака стояло старое, истрепанное российское оружие. Танки Т-55, Т-62 -- это же очень старые танки! Они не могли противостоять современной американской технике. Если бы иракцы в свое время закупили хотя бы танки Т-72, это было бы немножко другое дело. Иракцы смогли закупить где-то современные средства радиоэлектронной борьбы, но таких приборов у них мало, а их радиус действия был ограниченным.
-- А как вы, военный из окружения Саддама, руководитель разведки, оказались в оппозиции? Когда вы покинули Ирак?
-- В ноябре 1994 года. В иракских спецслужбах я давно, но главой военной разведки я был только 30 дней -- с апреля по май 1991 года. Я покинул этот пост, потому что мне было отказано в доверии.
-- Кто отказал?
-- Президент Саддам, кто ж еще...
-- В чем причина?
-- Ему казалось, что я плету против него интриги.
-- Он ошибался или это была правда?
-- Это была правда.
-- А почему ж вы так себя повели?
-- Потому что мне показалось, что он ведет страну к разрушению. Это было после первой войны в Персидском заливе 1990--1991 годов, когда Саддам жестко подавил восстания на юге и севере Ирака.
-- С кем вы поддерживали контакты, интригуя против Саддама?
-- Саддаму тогда показалось, что я держу связь с курдскими оппозиционными организациями на севере. Думаю, ему правильно показалось...
-- Вы курд?
-- Нет, я араб, суннит.
-- С кем вы вышли на связь? Кто проявил инициативу? Вы или они?
-- Инициатива шла с обеих сторон. Люди от Талабани и Барзани (курдские лидеры. -- Ред.) появлялись в Багдаде. Кое-какие вопросы мы координировали, обменивались мнениями. Так и получился контакт. Это произошло сразу после того, как Саддам подавил восстание курдов.
-- Вы не боялись наказания, наблюдения?
-- Опасения были. Но я был осторожен. Все-таки методы конспиративной работы мне известны.
-- Как Саддам узнал об этом?
-- У него появились подозрения. Доказательств, информации не было. Только сомнения. Он предпринял попытку меня ликвидировать, поэтому-то я и бежал. Сначала в Иракский Курдистан. Оттуда выехал в Сирию. Там получил английскую визу. Уехал в Великобританию.
-- И сколько, извините, курды вам платили?
-- Что-что? Не понял.
-- Ну вы же сотрудничали с ними за деньги? Или как?
-- Какие деньги, что вы! Это были дружественные отношения.
-- Забесплатно? И что вы им предоставляли? Какую информацию?
-- Я им не предоставлял информацию, а давал советы. Я считал, что надо поддерживать хорошие отношения с курдами, что это важно для региона. Саддам был жесток и глуп в своей политике. Он правил силой, был властолюбив и агрессивен. Самое большое доказательство его глупости -- его поведение в отношении оружия массового поражения. Он использовал его против Ирана, против курдов. Еще в 1990 году такого оружия в Ираке было полно -- биологического, химического. Но из-за введенных в 1990 году международных санкций его уничтожили. Так что в последние несколько лет этого оружия в Ираке не было. Но Саддам вел себя так, что складывалось ощущение, что у него кое-что осталось. Он блефовал. Вел себя с инспекторами ООН по разоружению чрезмерно жестко. Зачем? Это было так глупо! А американцы этим воспользовались, чтобы добиться своих целей в регионе. Глупо было многое. То же нападение на Кувейт в 1990 году. Иракская экономика после войны с Ираном была разрушена, и Саддам искренне надеялся, что, овладев нефтью Кувейта, он восстановит экономику. Это была ошибка.
-- Может, его втянули в эту авантюру американцы?
-- Не думаю.
-- А вы, работая в разведке, участвовали в этой игре с оружием массового поражения?
-- Нет. Внешняя разведка в этом не участвовала. Мы собирали информацию о странах. Шпионаж, знаете ли.
-- Против России шпионили?
-- Почти нет. Мы были дружественными государствами. Наоборот, обменивались информацией об Иране, Израиле. Я для этого посещал Москву несколько раз. Это была важная информация.
-- Например?
-- Численность солдат иранской, израильской армий. Их военные структуры, оружие.
-- А по США обменивались информацией?
-- Почти нет. Вообще я уже плохо все это помню. Да, многое забылось, знаете ли. Но в основном Ирак интересовали Израиль и Иран. И еще Турция. Еще Москва предоставляла информацию о вооруженных силах стран Персидского залива. Москва сделала ставку на Саддама. Саддам проиграл. Москва теперь тоже. Возвращение России в регион Персидского залива будет очень трудным. И уж в любом случае влияние здесь России не будет таким, как когда-то.
Саддам молчит как партизан
Первый замгоссекретаря США Ричард Армитидж посетовал, что Хусейн отказывается предоставлять американским дознавателям сведения о том, кто оказывал прежнему багдадскому режиму поддержку из-за рубежа. "Он не идет на полное сотрудничество в обсуждении таких вопросов, -- признал Армитидж. -- Не думаю, что нам удалось добраться до сути". Спецназ США поймал экс-президента Саддама Хусейна 14 декабря на ферме в 15 км от его родного города Тикрит. При аресте 66-летний бывший лидер Ирака не оказал сопротивления и обещал сотрудничать со следствием. Американцы скрывают, где содержат Саддама, но заявляют, что судить его должен иракский народ.
Тем временем иорданские власти, по информации арабской газеты «Аль-Хайат», сделали предупреждение выжившим и получившим приют в королевстве дочерям Хусейна -- Рагде и Ране. На днях женщины выступили с интервью, в которых резко критиковали американские власти за «жестокое» обращение с отцом и попрание норм международного права. Дочери, братья которых Кусей и Удей были убиты американцами 22 июля, попытались также создать международный комитет в защиту отца. Иордания дала понять, что повторение таких антиамериканских откровений нежелательно, поскольку женщины из семьи Хусейна «нарушают закон гостеприимства». «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»
Беседовала Елена СУПОНИНА