|
|
N°242, 26 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Шестой год роста"
Кабинет приготовился к лучшему
ВВП, судя по всему, как и рекомендовал президент Владимир Путин, имеет шансы вырасти. Вдвое ли и за десятилетку ли? Это вопрос уже не нынешнего правительства в сегодняшнем его составе, а будущего. Во всяком случае нынешний кабинет даже в лице самых амбициозных своих министров -- таких, как Герман Греф или Алексей Кудрин, -- про удвоение ВВП речи на вчерашнем итоговом в 2003 году заседании правительства не вел. Зато все рассуждали о том, как деятельность в уходящем году в будущем приведет к еще большей стабильности экономики, сохранению темпов роста, снижению инфляции и т.д. По словам премьер-министра Михаила Касьянова, «2004-й станет шестым годом российского экономического роста». И добавил: «Западные коллеги назвали бы экономические достижения России впечатляющими, а мы говорим: нормальные, удовлетворительные».
Несмотря на оптимистичные прогнозы ведомства г-на Грефа, по которым и ВВП по итогам года будет не 6,6%, как планировали еще недавно, а даже выше, и промышленный рост не 6,8%, а минимум 7%, и прирост инвестиций -- 12%, что намного опережает прошлогодний результат, г-н Касьянов признался, что «удалось далеко не все, что хотелось». Среди неудач премьер помянул наш «пролет» в 2003 году мимо ВТО, недоговоренность с Евросоюзом по поводу безвизового пространства, недоразвитость перерабатывающих отраслей (хотя здесь, по его же словам, есть определенный прогресс -- экономика в текущем году укреплялась не только за счет экспорта, но и за счет внутреннего рынка). Отсутствие результатов в деле появления единого рубля (пусть и по вине Белоруссии) и чрезмерно укрепившийся собственно российский рубль также были отнесены премьером к "упущенным возможностям». А еще г-на Касьянова не удовлетворяют низкий уровень роста производительности труда -- 7%, и недостаточная динамика в борьбе с бедностью. За последнее время лишь 4 млн граждан перешагнули порог бедности -- за ним до сих пор остаются 29 млн россиян. Собственно, Михаил Касьянов не стал скрывать, что его правительство немедленно (даже при суперстимуле -- президентских выборах) не решит данную проблему, пояснив, что это задача десятилетий.
Тем не менее г-н Касьянов, складывая «плюсы и минусы» своего кабинета министров, в сумме получил «год -- успешный» либо как минимум «удовлетворительный».
Подводя итоги, премьер не стал вспоминать болезненные по политическим причинам неуспехи. А именно: реформу «Газпрома», которая, если разрешит президент, может быть, и случится в будущем году; банковскую реформу (тут уж, бог даст, ЦБ активизируется); реформу ЖКХ (если народ будет не слишком против).
Что касается чистой политики и правовой жизни государства и отдельных его граждан, то здесь глава правительства был верен себе. О продлении срока Михаилу Ходорковскому он высказался так: мол, цифр ущерба на предмет падения инвестиционной активности в стране не имеется, но я остаюсь при прежнем мнении, которое повторять не буду. О собственных перспективах после президентских выборов г-н Касьянов пока и не помышляет, потому что, по его словам, «май ой еще когда, не скоро», а впереди только плавное перетекание стабильной экономики нынешнего президентского срока в будущий. Иными словами, г-н Касьянов видит себя сейчас исключительно как экономический гарант политика Путина. А сам гарант пока, судя по всему, удовлетворен своей экономической базой. И вопреки всем слухам об отставке г-на Касьянова сохранит его минимум до мая.
Вера КУЗНЕЦОВА