|
|
N°242, 26 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Голоса против Запада
Сербские выборы напоминают российские
Намеченные на воскресенье, 28 декабря, парламентские выборы в Сербии -- последняя надежда для этой страны обрести наконец легитимную власть. В Сербии нет избранного президента, так как до этого выборы трижды провалились из-за неявки избирателей. Правительство создано «Демократической оппозицией Сербии» (ДОС), ныне не существующей. В октябре 2000 года именно ДОС свергла Слободана Милошевича, но с тех пор ее лидеры перессорились из-за разного видения экономики, отношений с Западом, особенно с Международным трибуналом по бывшей Югославии, а также из-за разницы во взглядах на то, что такое Сербия и «сербство». Единству в рядах демократов не способствовало и убийство 12 марта этого года премьер-министра Зорана Джинджича, главного организатора свержения Милошевича и основного доверенного лица Запада в бывшей Югославии. Суд над предполагаемым его убийцей начался на этой неделе, но вчера был прерван из-за ряда претензий, высказанных адвокатами обвиняемого.
Сегодняшний предвыборный ландшафт Сербии напоминает российский, однако здесь еще не сложилась партия власти. За это место борются три силы: опирающаяся на нынешнее правительство Демократическая партия (ее возглавляет Борис Тадич, министр обороны в кабинете Джинджича), коалиция G-17 (создана бывшим премьером Миролюбом Лабусом на обломках 18-партийной ДОС) и Демократическая партия Сербии бывшего президента Воислава Коштуницы.
Лабус и Тадич имеют больше всех шансов заручиться поддержкой Запада и получить оттуда необходимые стране инвестиции. Они произносят любимые западными финансовыми институтами фразы о необходимости трудного переходного периода и неизбежности затягивания поясов. Подобная риторика вряд ли придется по вкусу избирателю. Поэтому партии Тадича и Лабуса соберут меньше голосов, чем партия Коштуницы. А больше всего голосов получит, скорее всего, Сербская радикальная партия Воислава Шешеля, югославского Жириновского, сидящего ныне в Гааге и обвиняемого в военных преступлениях.
Мощный эмоциональный пропагандистский ресурс националистов -- это недовольство жесткой позицией США и ЕС, не желающих хоть в чем-то потрафить униженному сербскому достоинству. В ближайшее время могут закрыться 100 лагерей беженцев, где живут сербы из республик бывшей СФРЮ и Косово: из страны уходят западные гуманитарные организации, а больше платить за содержание беженцев некому. «Международный трибунал по бывшей Югославии практически проводит за националистов их предвыборную кампанию, добиваясь выдачи участников югославских войн почти исключительно из одной только Сербии», -- считает источник «ВН» в МИД России. С другой стороны, новый Милошевич в Сербии невозможен по тем же финансовым причинам: «Стране понадобятся займы и инвестиции, а взять их можно только у Запада».
Дмитрий БАБИЧ