|
|
N°242, 26 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Валентин Писеев: Революция в судействе не остановится на полдороге
В этом сезоне выступления фигуристов на этапах и в финале чемпионской серии впервые оценивались по новой судейской системе. Упрощенно суть ее сводится к тому, что каждый элемент имеет свою базовую оценку. Например, тройной лутц -- 6,1. Судьи оценивают качество исполнения элемента в диапазоне от -3 до +3. Отметку (возьмем -1) затем плюсуют с базовой оценкой, и получается 5,1 балла за тот условный лутц.
Через такой судейский фильтр пропускаются все элементы, включенные в программу. Сумма баллов за отдельные элементы в итоге превращается в общую оценку за технику. После того как базовый уровень катания вычислен, арбитры выставляют отметки за пять остальных компонентов программы: качество и скорость, «связки», хореографию, представление, интерпретацию. Из этих пяти оценок крайние отбрасываются, выводится средняя, которая и прибавляется к базовой за технику, что дает окончательный результат. Оценить на первый взгляд громоздкую схему корреспондент газеты «Время новостей» Ольга ЕРМОЛИНА попросила президента Российской федерации фигурного катания Валентина ПИСЕЕВА.
-- Валентин Николаевич, создается впечатление, что в погоне за пресловутой объективностью разработчики новых правил упустили из виду элементарную логику. Пример тому -- скандальная ситуация с Плющенко в финале Гран-при. Выходит, новые правила сродни лотерее?
-- Скандал в фигурном катании на Играх в Солт-Лейк-Сити заставил президента ИСУ Оттавио Чинкванту в срочном порядке начать реформу судейства. Именно на Олимпиаде Чинкванта громогласно заявил, что возврата к старому быть не может. После Игр состоялся конгресс ИСУ, на котором и был вынесен этот вопрос. Тогда по просьбе Чинкванты договорились начать эксперимент в фигурном катании. Причем речь шла о соревнованиях уровня, где все нововведения можно было апробировать относительно безболезненно. Однако вскоре после конгресса совет ИСУ принимает решение, что новые правила пройдут обкатку на этапах Гран-при. Уже тогда у многих специалистов это вызвало недоумение: одно дело рядовые турниры, а другое -- этапы чемпионской серии с солидным призовым фондом. Но посыпались заверения, что окончательные выводы по новым правилам будут сделаны только после завершения финала серии. И вдруг после двух первых этапов совет ИСУ решает рекомендовать судейские новшества для рассмотрения на очередном конгрессе с тем, чтобы все соревнования сезона 2004/05 годов проводить по новой системе.
-- Насколько объективнее новая система по сравнению с шестибальной?
-- На мой взгляд, в новой судейской системе довольно много моментов, которые ставят под сомнения идею объективности. Например, во время выступления фигуристов арбитрам помогают два контролера и технический специалист, которые определяют уровень сложности элемента. Допустим, фигурист исполнил ритбергер, и тут же у арбитров на мониторе компьютера появляется «подсказка» технического специалиста -- выполнен ли элемент, какой его уровень сложности, сколько оборотов сделано и т.д. Но вот что интересно, за один и тот же элемент разные специалисты проставляли разные уровни. Выходит, что от троицы технических работников могут зависеть окончательные результаты выступления фигуриста.
-- Из этого следует, что если раньше надо было подкупить пятерых судей, теперь достаточно трех «технарей»?
-- Об этом как раз многие говорят. Но президент ИСУ заявляет, что все технические специалисты, которых, кстати, назначает лично Чинкванта, «кристально честные люди». Но вот вам случай на этапе «Скейт Канада». Канадский танцевальный дуэт, несмотря на падение, получил за технику оценки выше, чем российская пара Навка--Костомаров и болгарская Денкова--Ставийский. Техническим контролером на турнире был представитель Канады. Так что какой бы ни была современной система подсчета баллов, человеческий фактор не стоит сбрасывать со счетов.
-- Возникает вопрос, а кто же разрабатывал эти новые правила?
-- Их разрабатывал административно-технический персонал. И что меня больше всего настораживает, что мнения спортсменов и тренеров при этом абсолютно не учитывались. Собрали нас, специалистов из разных стран, на совещании ИСУ и сразу предупредили: «Никаких дискуссий, мы ждем только предложений». И так было фактически после каждого этапа Гран-при. Да и потом, новые правила сложны и требуют математических вычислений, порой сами фигуристы и тренеры не понимают, что и почему. Но, как выяснилось, технические специалисты не имеют права на разъяснения. Тогда, позвольте спросить, к чему такая закрытость и секретность, тем более что правила еще не приняты окончательно, это только своего рода эксперимент.
-- Но, может быть, как раз и все дело в этой «закрытости»?
-- Выходит так. Анонимность выставляемых оценок просто-напросто ведет к безответственности и бесконтрольности действий арбитров. К тому же вся аппаратура, необходимая на соревнованиях, весит около 3 тонн. Нам обещают, что будут сделаны миниатюрные недорогие компьютеры для судей. Но даже президент Федерации фигурного катания США задался вопросом, не слишком ли это дорого и как обеспечивать проведение детских и юношеских турниров, если эта система будет принята?
-- Зато на официальном сайте ИСУ только хвалебные отклики о новой системе судейства.
-- Один мой коллега справедливо заметил: хорошее не хвалят. Расхваливают то, что нуждается в совершенствовании. Понятно, что раз революция в судействе началась и в это дело вбуханы огромные средства, никто не остановится на половине дороги. Но, на мой взгляд, «хваленая» система требует серьезной доработки.
-- Если не секрет, сколько получает судья за работу на соревнованиях?
-- 300 долл. Даже если техническому специалисту ИСУ предложит за работу 1000 долл., а заинтересованные люди -- 30 тыс., сможет ли этот «кристально честный человек» устоять?
-- Если только он не сам Оттавио Чинкванта.
-- Да и то я бы не поручился за него. Тем более что в элементах фигурного катания президент ИСУ не слишком разбирается, потому что является специалистом по шорт-треку.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА