|
|
N°243, 29 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощание с банкиром
Банки ОВК вливаются в Росбанк
Александр Смоленский в минувшем году окончательно ушел из крупного банковского бизнеса, продав свою вторую финансовую империю -- группу банков ОВК -- холдингу «Интеррос». У самого знаменитого банкира конца 90-х годов и его сына, 23-летнего Николая Смоленского, сохранилась очень маленькая кредитная организация -- «Столичное кредитное товарищество», бывший банк «Северо-Западное ОВК». В сентябре он снова начал оживать и наполняться капиталом, однако в розничный бизнес ему уже не вернуться. Имя Александра Смоленского еще долго будет помнить самая многочисленная банковская клиентура России -- пострадавшие вкладчики.
За шесть банков с сетью более чем из 325 точек продаж и капиталом около 90 млн долл., процессинговый центр «СТБ-кард», инкассаторскую компанию «Инкахран» и НКО «Объединенная расчетная система» «Интеррос» заплатил Смоленскому 200 млн долл. С учетом стратегических намерений холдинга и масштаба проекта сумма вполне оправданна. Не случайно первый зампред Центробанка Андрей Козлов публично комментировал сделку в день появления официальной информации о соглашении г-на Потанина с г-ном Смоленским: «У нас возникнет очень крупная финансовая группа, которая, как и другие крупные финансовые группы, очень нужна России -- и внутри страны, и за границей».
Руководство ЦБ радуется прецеденту -- чуть ли не впервые финансово-промышленная группа приобретает банки не для вывода активов и последующей продажи (эту модель популяризовал глава группы МДМ Андрей Мельниченко на примере Экспобанка, Конверсбанка и ряда других кредитных организаций), а для проведения полноценного объединения. Гендиректор «Интерроса» Андрей Клишас говорит, что «единый банк планируется создать в течение ближайших двух лет». По его словам, бизнес-планы ОВК и Росбанка будут пересмотрены: «Они должны не конкурировать, а дополнять друг друга в различных сегментах рынка. Если Росбанк в большей степени известен как банк, обслуживающий крупные компании и крупных частных клиентов, то ОВК -- как банк с хорошо развитым ритейловым бизнесом».
Согласно бизнес-планам и стратегии развития Росбанка до 2008 года, к этому времени его доля во всех сегментах банковских услуг должна увеличиться в среднем до 6%, а розничная сеть вырасти до 450 точек продаж. Покупка группы Смоленского и появление совместной программы потребительского кредитования с банком «Первое ОВК» в сентябре только подтвердили эти намерения. Однако запуск этой программы произошел до принятия решения об объединении с ОВК. А после этого, в ноябре, масштаб экспресс-кредитования физлиц в Росбанке резко сократился (см. «Время новостей» от 25 декабря). «Интеррос», очевидно, сосредоточился на продвижении розничных продуктов от имени ОВК.
Успех реализации стратегии Росбанка и сделки по покупке банковской группы будет зависеть от того, как пройдет объединение кредитных организаций «Интерроса». Конечная структура должна стать одним из лидеров рынка. На данный момент совокупные активы семи банков можно оценить приблизительно в 5 млрд долл., капитал -- в 500 млн долл. Консолидацией этих ценностей занимается ООО «Финком -- инвестиции и управление» во главе с первым зампредом правления Росбанка Георгием Заболоцким. А определить форму, структуру и детали процесса предстоит консультанту, нанятому «Интерросом» в октябре, -- британскому HSBC Bank.
НSBC -- одна из крупнейших финансовых групп мира, к тому же давно интересующаяся российским рынком. В 2000--2001 годах она была неформальным консультантом Урало-Сибирского банка по вопросам формирования филиальной сети, а два месяца назад президент «Уралсиба» Азат Курманаев говорил о возможном интересе HSBC к акциям башкирской кредитной организации. В сентябре Financial Times сообщила, что HSBC изучает перспективы партнерства с одной из инвестиционных компаний России, причем в качестве партнера назывался «Ренессанс Капитал». Так или иначе, британский консультант скоро придет в Россию, и не исключено, что, расширив круг своих консультантов за счет HSBC (в разработке стратегии Росбанка участвовал его давний аудитор и консультант Deloitte & Touche), Росбанк может приобрести стратегического партнера и даже инвестора.
По словам Андрея Клишаса, от того, как пойдет слияние с ОВК, зависит срок появления акций Росбанка на открытом рынке, а план слияния может быть выработан в конце первого -- начале второго квартала 2004 года. Андрей Козлов уверен, что «все будет сделано правильно». Интерес представляет выбор бренда, с которым предпочтет работать «Интеррос». По условиям сделки с холдингом г-н Смоленский отказался от созданной им марки «ОВК», переименовав оставшийся у него банк «Северо-Западное ОВК» в «Столичное кредитное товарищество». Сложно представить, что «Интеррос» расстанется с названием «Росбанк», однако имя «ОВК» может пригодиться для создания самостоятельного розничного бренда (по этому пути пошел ряд крупных игроков, например, «Альфа» или Гута-банк).
Между тем создатель «СБС-Агро» и ОВК предпочел уйти из крупного банковского бизнеса, не прощаясь. Его последний банк по итогам третьего квартала оставался в девятой сотне банков по размеру активов. Впрочем, в сентябре собрание акционеров «Столичного» приняло решение об увеличении капитала банка на 2,9 млн руб. и избрало новый совет директоров, в который помимо Александра Смоленского и его сына Николая вошел нынешний первый зампред правления Росбанка Алексей Григорьев. Возможно, через несколько лет г-н Смоленский вернется, но если верить прогнозам Андрея Козлова, предсказывающего консолидацию кредитных учреждений, это будет уже совсем другая банковская система.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ