|
|
N°242, 26 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Визит грузинской дамы
Бурджанадзе предложила Путину составить «карты прошлых ошибок»
Месяц спустя после «бархатной» революции в Грузии Россия де-факто признала пришедшее там к власти новое руководство. Вчерашний прием Владимиром Путиным в Кремле и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе -- тому свидетельство. Теперь в Тбилиси перестанут задаваться вопросом, как делали это до сих пор, почему Россия оставалась единственным государством, которое ставило под сомнение легитимность тех, кто пришел на место Эдуарда Шеварднадзе.
Помимо переговоров с президентом России у г-жи Бурджанадзе состоялись встречи с министром обороны Сергеем Ивановым и спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. И если последний почему-то не стал комментировать результаты своей беседы, то г-н Иванов себе в этом не стал отказывать. Сам по себе этот факт весьма показателен: «военно-силовая» составляющая российско-грузинских отношений, пожалуй, главная на сегодняшний день. Она включает в себя проблемы статуса российских военных баз в Грузии, как это формулируют в Москве, или вопросы вывода этих баз, как настаивают в Тбилиси. Сюда относятся и проблемы, связанные с российскими миротворцами в зоне грузино-абхазского конфликта, и в конце концов сама по себе абхазская проблема. Разумеется, и ситуация на чеченском участке российско-грузинской границы.
Совсем не случайным в этой связи накануне приезда г-жи Бурджанадзе выглядело выступление помощника российского президента Сергея Ястржембского, о существовании которого уже начали забывать. Грузинская гостья назвала «неэтичным» его заявление, что Грузия является «проходным двором для террористов».
Российский же министр обороны Сергей Иванов был, как и полагается офицеру в общении с дамой, предельно корректен и воспроизвел неизменную позицию Москвы по всем вопросам. Базы могут быть выведены не ранее чем через 11 лет. Силовое давление на Абхазию недопустимо -- только политическое решение конфликта. Единственное, где обнаружились подвижки, так это в возможной готовности российского руководства согласиться на привлечение в миротворческий контингент военных из других государств СНГ.
Но главным итогом визита Нино Бурджанадзе стала ее двухчасовая, вдвое дольше ожидаемого, встреча с Владимиром Путиным. Главная леди Грузии, по ее словам, выступала от имени всего руководящего трио страны. Накануне прибытия в Москву она до глубокой ночи по пунктам обсуждала грузинскую позицию с фактически будущим президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Разговор с Владимиром Путиным, видимо, был предельно откровенным. Собеседники выразили готовность начать российско-грузинские отношения «с чистого листа». Разница только в том, что Тбилиси готов к этому уже сегодня, а Москва -- после выборов в Грузии, которые окончательно легитимизируют новую власть.
Обе стороны согласились: они хотят полной доверительности в отношениях и стремятся покончить с эпохой «двойных стандартов». Но понимание таких стандартов у них разное. Чтобы в будущем избежать подобных недоразумений, г-жа Бурджанадзе, по сведениям газеты «Время новостей», предложила Путину «для внутреннего пользования» составить своеобразные «карты ошибок», допускавшихся Россией и Грузией по отношению друг к другу. Кроме того, в Тбилиси хотели бы получить ясные представления об интересах России в Грузии. Это важно для новых грузинских лидеров, потому что они хотят честно ответить, где они смогут удовлетворить интересы Москвы, а где, увы, нет...
И.о. президента Грузии хотела бы создания в обеих странах четкого «президентского механизма» обеспечения единой политики, выражаемой главами государств. В Тбилиси, мол, часто недоумевали, почему «хорошие намерения» российского президента нередко «опрокидывались» действиями руководителей ряда российских ведомств. Ну и наконец, Нино Бурджанадзе постаралась уверить Владимира Путина, что ее соратник г-н Саакашвили искренне заинтересован в улучшении отношений с Россией. И как только он будет избран президентом Грузии, его первой зарубежной поездкой станет визит в Москву. Сам российский президент пока не комментировал свою встречу с высокой грузинской гостьей.
Аркадий ДУБНОВ