|
|
N°241, 25 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Госнефтегаз Восточной Сибири
«Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» создали консорциум
Государство продолжает наступать на позиции частного бизнеса. С благословения Кремля «тройственный союз» «Газпрома», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» оформился официально. Вчера главы компаний Алексей Миллер, Сергей Богданчиков и Владимир Богданов поставили свои подписи под соглашением о создании консорциума, который займется комплексным освоением углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Якутии. Регион назван «территорией взаимных интересов», но в какой именно форме стороны объединят усилия по освоению нефтегазовых месторождений, пока не решено. Между тем очевидно, что столь стремительно альянс появился только благодаря воле президента и его ближайшего окружения, которые поставили перед «дружественными» компаниями задачу установить доминирование в стратегических отраслях в восточной части страны. Конкурентом в достижении этой цели на данный момент является лишь ТНК-ВР -- охотно желающий работать в этом регионе ЮКОС по понятным мотивам теперь, видимо, не сможет перейти дорогу государственным компаниям.
Параметры функционирования нового консорциума пока неизвестны, утверждают в компаниях-участницах. «Для каждого отдельного проекта в рамках консорциума будут определяться индивидуальная организационно-правовая форма и структура собственности, однако общее управление станет осуществлять единый управляющий комитет», -- говорится в официальном сообщении.
Договоренность о совместных действиях по созданию в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения была достигнута на трехсторонней встрече руководителей компаний 21 ноября 2003 года. «Комплексная разработка нефтегазовых месторождений региона с учетом потребностей внутреннего рынка и возможного экспорта газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона обеспечит наибольшую эффективность освоения ресурсов», -- говорится в совместном пресс-релизе. Эта фраза практически полностью совпадает с цитатой из письма, которое гг. Миллер и Богданчиков написали Владимиру Путину весной этого года. В нем, в частности, предлагалось объединить разработку крупнейших месторождений региона -- Ковыктинского (Иркутская область), Талаканского и Чаяндинского (Якутия) и др. -- в рамках одного консорциума. Естественно, первую скрипку в нем должны были играть авторы послания. Тогда многие не только возмущались вероломством «Газпрома» и «Роснефти» (они не имели ни одной лицензии, а Ковыкту вообще контролирует ТНК-ВР), но и справедливо сомневались в финансовой состоятельности госкомпаний. «Газпром» оценил программу комплексного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, которую сейчас рассматривают правительственные эксперты, в 30 млрд долл. Однако с присоединением к альянсу хотя и частного, но исключительно лояльного власти «Сургутнефтегаза» возможности консорциума значительно увеличились. Известно, что у компании Владимира Богданова весьма внушительные финансовые запасы, которые она легко может пустить на выполнение выгодного для собственного развития госзаказа.
Тем более что «Сургутнефтегаз» благодаря расположению к нему властей уже получил лицензию на Талаканское месторождение во временное пользование, а затем по решению якутского суда -- и в постоянное. Чиновники из Минприроды (которые дали временную лицензию) уверяют, что будут оспаривать это решение. Но пока дальше слов дело не пошло, и судя по всему, министерство согласится со сложившейся ситуацией. Даже если у «Сургутнефтегаза» и заберут постоянную лицензию, то только для того, что вновь отдать на де-факто закрытом конкурсе.
Теперь у «тройственного союза» осталось лишь одно препятствие для выполнения задачи-минимум -- установления государственного доминирования в регионе (задача-максимум -- комплексная программа освоения): речь идет о планах конгломерата ТНК-ВР строить свой бизнес в Восточной Сибири. Сейчас в англо-российском альянсе ситуацию не комментируют, ссылаясь на то, что до конкретных дел консорциуму «Газпрома», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» еще далеко. Однако ТНК-ВР две недели назад презентовала свою программу газификации Иркутской области, и ее управляющий директор по производству и технологиям Виктор Вексельберг тогда поделился соображениями относительно работы в большей части регионов Восточной Сибири. В частности, он подтвердил, что компания сохраняет интерес к месторождениям, которые находятся там, а также к работам по сбыту сырья -- газификации областей и краев и строительству экспортных трубопроводов. Имеется в виду не только Иркутская область, но и Красноярский край, Якутия, Алтай, Бурятия и т.д. С этой целью ТНК-ВР договорилась с иркутским губернатором Борисом Говориным о создании в следующем году Восточно-Сибирской газовой компании. При этом г-н Вексельберг утверждал, что «Газпрому» была предложена «существенная» доля в этой структуре.
Однако, судя по всему, прогосударственный «Газпром» не пошел в союзники частной и не совсем российской компании, которая в будущем наверняка захочет извлечь из подобного сотрудничества какие-либо дивиденды. Г-н Миллер, видимо, решил, напротив, «задавить» конкурента (так полуофициально говорят в «Газпроме») и сделать это проверенным способом -- пойти в Восточную Сибирь с г-ном Богданчиковым. Альянс госкомпаний существует уже давно, в качестве финансового донора совместных проектов в той или иной роли зачастую выступал Межпромбанк, основатель которого Сергей Пугачев считается близким к президенту страны (этот союз год назад по первым буквам фамилий руководителей даже окрестили БМП). Но на этот раз -- очевидно, из-за масштаба проекта -- от услуг банка было решено отказаться. «Потянуть» борьбу можно было с помощью «Сургутнефтегаза», тем самым как бы компенсировав ему отстранение от участия в прошлогодней приватизации «Славнефти». И хотя кампания, возможно, станет не совсем чистой с точки зрения получения активов в Восточной Сибири, осторожный г-н Богданов согласился участвовать в ней. Правда, неизвестно, на каких условиях он это сделал.
Алексей ГРИВАЧ, Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ