Время новостей
     N°241, 25 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2003
Дело о 496 ракетах
Тайваньскую политику сотрясают шпионские страсти
Вчера на Тайване вспыхнул политический скандал, связанный с раскрытием спецслужбами материкового Китая «тайваньской шпионской сети». Хотя гонконгские СМИ сообщили об этом пару дней назад, лишь в среду официальное китайское агентство Синьхуа подтвердило факт задержания 24 тайваньцев и 19 граждан КНР, подозреваемых в причастности к шпионажу. Представитель органов государственной безопасности КНР заявил: «Эти люди собирали информацию и серьезно нарушили законы. Их действия угрожали безопасности и интересам континентальной части Китая, подрывали братские чувства народов с двух берегов Тайваньского пролива. В настоящее время все задержанные признались в своих преступлениях».

Разоблачение произошло после того, как на предвыборном митинге 30 ноября президент Тайваня Чэнь Шуйбянь обнародовал информацию о дислокации китайских ракет, нацеленных на остров. Политик заявил, что в радиусе 600 км от Тайваня расположено 496 ракет, при этом он назвал точное число ракет на базах в провинциях Цзянси, Фуцзянь и Гуандун. Чэнь Шуйбянь рассчитывал, что правдоподобная информация об угрозе убедит тайваньцев принять участие весной 2004 года в «антиракетном референдуме». Правящая Демократическая прогрессивная партия (ДПП) надеется, что всенародное требование к Пекину убрать ракеты подальше от Тайваня увеличит шансы Чэнь Шуйбяня на переизбрание, поскольку референдум совпадает с президентскими выборами 20 марта.

Однако теперь «дело о 496 ракетах» оборачивается против лидера Тайваня. Гонконгская газета «Минбао» первой сообщила, что шпионская сеть была разоблачена благодаря словоохотливости Чэнь Шуйбяня. Эту версию с радостью подхватил Лянь Чжань -- лидер оппозиционной партии Гоминьдан, соперничающий с Чэнем в гонке за президентское кресло. По словам Ляня, президент оказался «болтуном» и «некомпетентным главнокомандующим», поставившим под угрозу жизни разведчиков.

Эта версия выглядит правдоподобно, ведь в 1996 году на ниве гласности отличился тогдашний президент и лидер Гоминьдана Ли Дэнхуэй. Желая успокоить избирателей, он заявил, что нацеленные на Тайвань ракеты не оснащены боевыми зарядами. Через некоторое время китайские спецслужбы отловили и казнили двух высокопоставленных офицеров -- генерала и полковника, продавших Тайваню важные сведения о военном потенциале КНР.

Хотя эксперты утверждают, что за несколько недель шпионскую сеть разоблачить невозможно, не исключено, что китайские чекисты следили за тайваньской агентурой уже давно. В этом случае информация о 496 ракетах стала лишь последним звеном в их операции. Тайваньская военная разведка отрицает арест своих агентов, но так же поступила бы всякая спецслужба.

Тем временем поступают противоречивые сообщения от родственников находящихся на материке тайваньских бизнесменов, потерявших с ними связь. Парламентарии от оппозиции сообщили, что у них есть уже шесть обращений об исчезнувших людях, которые могли попасть в руки китайской контрразведки. Отставной офицер разведки Чэнь Хумэнь заявил, что потеряна связь с тремя тайваньскими агентами, хотя не очень ясно, откуда об этом узнал человек, давно уволившийся из спецслужб.

Попытка властей доказать, что Чэнь Шуйбянь почерпнул военные знания с американского веб-сайта, оказалась неубедительной. После этого в ход пошла версия о спланированной информационной провокации, организованной Пекином в сотрудничестве с тайваньской оппозицией. Правящая ДПП вызывает в Китае более сильное раздражение, чем старый соперник в лице Гоминьдана. Парламентарий от ДПП Лай Циндэ заявил, что заговор подготовил глава отдела по делам материка партии Гоминьдан Чжан Жунгун, «необычным образом» посетивший Китай за последние два месяца целых пять раз. Чжан якобы выступал в качестве спецэмиссара главы Гоминьдана, вступившего в сговор с Пекином, чтобы сорвать «антиракетный референдум» и перечеркнуть шансы Чэнь Шуйбяня на новое президентство. Шпионские страсти явно перевозбудили тайваньских политиков, готовых на любые крайности в ходе борьбы за голоса избирателей.

Александр ЛОМАНОВ