|
|
N°241, 25 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разведчица Нино
Грузия и Россия ищут выход из тупика
Сегодня президент России Владимир Путин примет в Москве исполняющую обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе. "В последние годы российско-грузинские отношения были практически в тупике," -- заявила г-жа Бурджанадзе вчера по прилете в Москву. Здесь она надеется "доверительно поговорить с российской политической элитой, в первую очередь, естественно, с президентом России Владимиром Путиным, и начать новые отношения, выгодные обеим странам". Анонсируя эти переговоры, Нино Бурджанадзе говорила, что настраивается на «откровенный» диалог с Владимиром Путиным, но кардинальных перемен в отношениях соседних государств сразу не обещала.
«Скорее всего это только разведка: Россия попытается разобраться, кто из грузинской тройки сегодняшних лидеров самый перспективный», -- сказал «ВН» политолог Ивлиан Хаиндрава. По его словам, в отличие от непредсказуемого с точки зрения России Михаила Саакашвили «Бурджанадзе для Москвы нормальный партнер».
«Особые ощущения» перед встречей Путина и Бурджанадзе испытывают чеченцы, остающиеся в Панкиси. Председатель базирующегося в Грузии «Чеченского международного комитета защиты прав человека» Асланбек Абдурзаков заявил, что «Россия вновь пытается разыграть чеченскую карту для того, чтобы усилить давление на Грузию». В Панкиси сейчас проживает до 4 тысяч чеченских беженцев, но боевиков, как уверяют грузинские власти, здесь уже нет. «Россия только ищет повод провести военную операцию в Панкиси», -- считает г-н Абдурзаков.
В непризнанных республиках -- Южной Осетии и Абхазии -- к предстоящим в Москве переговорам отнеслись внешне спокойно. Министр иностранных дел Южной Осетии Мурад Джиоев сказал «ВН», что в Цхинвали не собираются отказываться от принципа «с Грузией навсегда, в Грузии -- никогда». «Мы готовы к переговорам с Тбилиси, но мы независимое государство, -- заявил глава цхинвальской дипломатии. -- Что касается внешнеполитических приоритетов Южной Осетии, то это установление ассоциированных связей с Россией. Мы надеемся, что на переговорах в Москве ситуация по Южной Осетии будет оценена с учетом всех реалий».
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба сказал нашему корреспонденту, что «для Сухуми важно сохранить все достигнутое за время переговоров ранее». «Если исключить из абхазского вопроса Россию, то разрушатся все конструкции -- переговорные, миротворческие и так далее, -- считает дипломат. -- Что касается контактов с Тбилиси, то только после президентских выборов 4 января, -- мы должны знать, с кем говорить».
По мнению Ивлиана Хаиндравы, «Москва может пообещать определенный прорыв на переговорах по конфликтам, взамен же будет настаивать на продлении своего военного присутствия». Однако компромисс будет нелегким. На вывод военных баз из Батуми и Ахалкалаки Россия просит 11 лет. По мнению министра обороны Грузии генерал-лейтенанта Давида Тевзадзе, «с чисто технической точки зрения можно уложиться за год».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси