|
|
N°66, 13 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чего ждать от коалиции
Андрей Рябов, Московский центр Карнеги:
-- Юрий Лужков окончательно интегрировался в новую систему власти, хотя многим казалось, что он некое чужеродное тело, которое непременно вытеснят. Cам факт слияния «Отечества» с «Единством» говорит о том, что Лужков становится одной из опор нынешней власти. А Госдума теперь превратится в систему с доминирующей партийной коалицией, состоящей из «медведей», ОВР, не исключено, что где-то сбоку появится «Нардеп». В этой ситуации реальная думская оппозиция -- КПРФ и «Яблоко» -- будет политически изолирована. Теперь исполнительная власть через Думу сможет проводить какие угодно решения, и все разговоры о том, что парламент мешает реформам, станут политическим прошлым. Отметим также, что тенденция к консолидации "правящего класса" сегодня сильнее, чем все конфликты внутри нынешней политической и деловой элиты. На мой взгляд, выиграет от этого и «Единство», поскольку при нынешнем невыразительном составе участников им очень трудно играть роль партии власти. Выигрыш «Отечества» в том, что оно встраивается в систему власти. Выигрывает собственно политическая команда Путина, потому что в лице Думы она будет иметь надежного союзника. Выигрывают лоббисты, потому что всем теперь будет понятно, что можно лоббировать, а что нельзя. Однако проигрывает в целом российская демократия. Первым и необходимым ее условием является конкурентная политическая среда. Судя по всему, вскоре она исчезнет.
Валерий Хомяков, Агентство прикладной и региональной политики:
-- Решение о слиянии «Единства» и «Отечества» означает, что имевшиеся некогда между Юрием Лужковым и Кремлем противоречия сошли на нет. Это объединение призвано продемонстрировать, что теперь Лужков и Кремль представляют собой единое целое. Интересно, что московский мэр "забыл" о своей критике в отношении «Единства» -- что у «медведей», мол, нет идеологии. Однако внятной идеологии нет ни у тех, ни у других. По-моему, в Кремле далеко не все приняли шаг гг. Лужкова и Шойгу с восторгом -- там остались люди, затаившие злобу на Лужкова за 1999 год, и потому попытки давления на московского мэра будут продолжаться. От создания коалиции выиграли отчасти СПС и «Яблоко», хотя бы потому, что более внятной становится политическая площадка. Григорию Явлинскому это выгодно меньше, поскольку у него давние теплые отношения со столичным мэром. Наверное, в большей степени это невыгодно коммунистам: если слияние двух партий пойдет дальше и фракции ОВР и «Единства» создадут единую фракцию, то неизбежен передел думских портфелей, что в первую очередь бьет по Геннадию Зюганову. Я также не исключаю, что одна из причин объединения двух центристских организаций -- грядущие выборы в Мосгордуму. Существовали некоторые проекты, согласно которым Кремль, используя «Единство» и СПС, попробует отобрать у Лужкова гордуму -- может быть, это и подтолкнуло на подобное слияние. Вместе с тем теперь еще более неясна позиция Кремля на московских выборах.
Евгений Сучков, Институт избирательных технологий:
-- Слияние двух партий говорит о том, что Юрий Лужков окончательно сдался Кремлю. А г-ну Шойгу все это необходимо лишь для усиления позиций в противостоянии с Геннадием Райковым. По большому счету выиграть от этой ситуации не может никто, и во многом потому, что настоящая партия власти в России формируется не Лужковым или Шойгу, а ближайшим окружением президента. В этом смысле потуги гг. Шойгу и Лужкова ничего существенно изменить не могут. Проигравших я также не вижу -- «Отечество» так и не состоялось как партия, а «Медведь» все равно остался тем, кем был всегда, партией, которую организовал Борис Березовский. У меня складывается ощущение, что к очередным выборам в Госдуму пыль от этого объединения осядет, и никакого серьезного влияния на их результаты оно не окажет.
Владимир Жарихин, Межрегиональный фонд президентских программ:
-- Если бы польза от этого слияния не была обоюдной, то вряд ли соглашение было бы достигнуто. У «Единства» сильный образ пропрезидентской партии, в то же время в регионах у них не все в порядке, и состав оставляет желать лучшего. У «Отечества» же, напротив, достаточно мощные региональные организации, да и состав фракции тоже сильный. Идеологические различия между ними найти очень трудно. От объединения двух центристских партий в первую очередь выиграл Владимир Путин. У президента появился кадровый ресурс, которого ему в «Единстве» недоставало. Безусловно, в выигрыше московский мэр, ведь затянувшееся противостояние «Кремль -- Лужков» приостановилось.
Борис Макаренко, Центр политических технологий:
-- Это весьма рациональный ход с точки зрения состава нынешней Думы. После того, как под большим вопросом оказалось сотрудничество партии власти с КПРФ и выявилась очевидная слабость «Единства», видимо, сегодня решено подкрепить «медведей» другой сильной фракцией. Тем более что союзник вполне естественный и подходящий. Конечно, идеологически они не очень схожи, «Единство» более либеральная структура, однако и для той, и для другой организации близость к власти важней какой-либо идеологии -- на этой прагматической базе они, несомненно, найдут общий язык. Все это говорит о том, что в очередной раз нынешняя власть не сумела построить из «Единства» партию. Разумеется, партия власти выигрывает, приобретая в свои ряды дополнительный отряд. Юрий Лужков выиграл темп -- если он оказывается союзником партии власти, он ослабляет те элементы в кремлевских кругах, которые играли против него. Однако отношения с Кремлем у Лужкова вряд ли сложатся, тем не менее определенный тактический выигрыш он получил -- ему надо досидеть свой срок на посту мэра Москвы. Шойгу же проиграл, поскольку объединение «Единства» с «Отечеством» -- свидетельство, что в «Единстве» дела идут неважно. Косвенно от этого могут пострадать все партии. Электоральный ресурс у партии власти теперь существенно расширится, а это значит, что тем же коммунистам будет труднее конкурировать за роль ведущей партии в стране, а уж другим и подавно.
Беседовала Мария НИКИФОРОВА