Время новостей
     N°240, 24 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2003
«Китайский грузовик» задерживается
Борис Алешин проинспектировал ульяновский авиазавод
Вице-премьер Борис Алешин вчера выяснял на ульяновском авиазаводе "Авиастар-СП", почему там до сих пор не построены самолеты, которые в соответствии с контрактными обязательствами предприятия уже должны быть отправлены в Китай. В результате проведенного под председательством вице-премьера закрытого заседания было установлено, что задержка объясняется "определенным дефицитом финансовых ресурсов" у инвестора проекта -- египетской компании Sirocco Aerospace International. Это, впрочем, никаким секретом не было и раньше. Что же касается дальнейших перспектив «китайского контракта», г-н Алешин ограничился обтекаемым заявлением-обещанием: «Мы (т.е. Sirocco и российские власти. -- Ред.) объединили усилия».

В середине 1990-х годов Sirocco приобрела эксклюзивные права на маркетинг самолета Ту-204-120. Эта модель отличается от базовой модификации Ту-204 тем, что российский у нее только планер, а другие ключевые системы -- импортные. Двигатели для Ту-204-120 поставляет британский концерн Rolls-Royce, а бортовое радиоэлектронное оборудование -- американская компания Honeywell. Сборка самолета организована в Ульяновске, на «Авиастар-СП», но продавать ее предполагается на зарубежных рынках.

До конца тысячелетия Sirocco сумела реализовать только пять Ту-204-120, и только самой себе. Эти машины были переданы в аффилированную с Sirocco авиакомпанию Air Cairo.

Но в сентябре 2001 года Sirocco сумела организовать выгодный контракт с двумя китайскими авиакомпаниями -- China Southwest (провинция Сычуань) и China Northwest (провинция Шеньси). Первая из них заказала три Ту-204-120С (то есть грузовой модификации), а вторая -- еще два таких же самолета. Кроме того, китайцы взяли опцион (высказали намерение приобрести в дальнейшем) еще на 10 таких же машин. Первый самолет должен был быть отправлен из Ульяновска в Китай в январе 2003 года, а в течение года заказчики рассчитывали получить еще два Ту-204-120. На самом деле ничего этого не произошло.

Зато за минувшие два года с лишним произошло много других событий. В далеком Китае случилась реорганизация воздушного транспорта, из-за чего заказчиками ульяновских самолетов теперь числятся другие авиакомпании -- Air China и China Eastern Airline. В самом Ульяновске в июне 2002 года состоялось подписание инвестиционного соглашения между ЗАО "Авиастар-СП" и Sirocco Aerospace. Египетская компания обязалась инвестировать в "Авиастар-СП" 280 млн долл. в обмен на 25% минус одна акция ЗАО и 25% минус одна акция АО "Туполев". До конца года партнеры оказались глубоко вовлечены в конфликт, связанный с нежеланием некоторых акционеров "Авиастар-СП" передавать акции иностранному инвестору. Финансирование в этот период не осуществлялось, и головной самолет «китайской серии» в январе 2003 года отгружен, естественно, не был.

Зато в феврале 2003 года полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе (по совместительству -- председатель совета директоров ЗАО "Авиастар-СП") Сергей Кириенко заявил, что с Sirocco достигнута договоренность о перечислении предприятию до конца марта первых 38 млн долларов.

Кириенко поторопился. В сентябре 2003 года представители Sirocco и "Авиастар-СП" провели новые переговоры, констатировали, что деньги на завод по-прежнему не приходят, и назначили новую дату возобновления финансирования. Исполнительный директор ЗАО "Авиастар-СП" Валерий Савотченко заявил тогда, что это произойдет до начала ноября.

Наученный горьким опытом предыдущих договоренностей с Sirocco, вице-премьер Алешин не стал вчера называть точную дату прихода египетских финансов в Ульяновск. Он лишь сообщил: «Сейчас мы объединили усилия, и уже принято решение Европейского банка реконструкции и развития о предоставлении кредита в сумме 50 млн долл.». Глава Sirocco Ибрагим Камель огласил новый график производства «китайских» самолетов: три машины планируется построить в 2004 году и еще две -- в первом квартале 2005 года.

Между тем исполнению этого графика могут помешать не только финансовые проблемы (хотя до сих пор их острота заслоняла другие трудности, связанные с китайским контрактом). По условиям контракта, Ту-204-120 могут быть поставлены в Китай лишь при условии сертификации этих машин в соответствии с европейскими нормами летной годности. Г-н Алешин вчера заявил журналистам, что Россия ведет интенсивные переговоры о получении европейского сертификата на Ту-204-120. Между тем информированный источник, близкий к Объединенной европейской авиационной администрации JAA, недавно заявил газете «Время новостей», что процесс сертификации Ту-204-120 практически парализован из-за, как выразился этот чиновник, «отсутствия инициативы с российской стороны».

Михаил КУКУШКИН