|
|
N°66, 13 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Швейцары отворили двери
Павел Бородин отпущен под залог
Павел Бородин успеет покрасить яичко к Христову дню. Сегодня, за день до Пасхи, бывший управделами Кремля отмечает со своей семьей освобождение из западного плена. Вчера обвинительная палата Швейцарии освободила г-на Бородина под залог в 5 млн швейцарских франков и, более того, разрешила ему выехать в Россию. Преследователи секретаря Союза России и Белоруссии женевский прокурор Бернар Бертосса и следователь Даниэл Дево расстроены. Все предсказывают, что за освобождением под залог последует оправдание Павла Бородина за отсутствием доказательств его вины, которые гг. Бертосса и Дево требовали от российской прокуратуры и в которых российская прокуратура им отказала. За что и была названа коррумпированной.
В прошлом году один из швейцарских кантонов уже пострадал на полмиллиона долларов за то, что суд оправдал обвиняемого в мафиозном отмывании денег авторитетного солнцевского предпринимателя Сергея Михайлова, известного под кличкой Михась. Г-н Михайлов провел в швейцарских застенках несколько лет, но в итоге российские правоохранители так и не прислали никаких документальных подтверждений его преступной деятельности, и тот же женевский кантон со своим строго сверстанным бюджетом должен был изыскивать крупную сумму, чтобы удовлетворить попранное достоинство россиянина. В случае окончательного провала дела Бородина иск к альпийской республике предъявит уже не уважаемый в микрорайоне Солнцево человек, а целый Союз России и Белоруссии.
Г-н Бородин должен будет теперь летать в Швейцарию по вызову следователя Дево. Легко предположить, что следовать этому занятой чиновник, чье отсутствие на посту едва не расстроило слияние братских славянских народов, просто в силу занятости сможет только в курортный сезон.
Если дело Бородина закончится к славянскому удовлетворению, это будет вполне серьезным подтверждением некоторым устоявшимся представлениям общественности о реальной жизни, достоверность которых комментировать сможет только будущий историк. Устойчивая величина россиян, считающих, что дело идет об отмывании "грязных денег", по опросам ВЦИОМа, составляет 40% при 27% затруднившихся ответить. Другими словами, как бы там ни было с доказательствами, большинство россиян, имеющих на этот счет мнение, не сомневаются в справедливости диагноза Николая Карамзина: "Воруют..." "Чуть ли не половина наших сограждан готова поверить тому, что чиновник такого уровня не может не быть замешанным в каких-либо махинациях", -- сказали нам во ВЦИОМе. Понятно, что оправдание г-на Бородина в таком случае будет воспринято как признание существующего в России уровня воровства нормой либо для самой России, либо для всего мирового бизнеса в целом. Последний случай, между прочим, наиболее вероятен для российского делового сообщества: известный американский журналист Пол Хлебникофф недавно столкнулся с искренней убежденностью Бориса Березовского в том, что воровство в России и западный бизнес ничем друг от друга не отличаются. Г-н Березовский клялся, что попросту отражает настроения отечественной деловой элиты.
Алексей Волин, зам. руководителя аппарата правительства РФ:
-- Мы исходим из того, что российский гражданин, вина которого не доказана, не должен находиться в тюрьме. Если есть возможность, чтобы он там не находился, то ее надо использовать.
Геннадий Селезнев, председатель Госдумы:
-- У нас не было оснований не верить нашей прокуратуре, не верить самому Павлу Бородину. Я не исключаю постановки вопроса о компенсации за тот огромный ущерб, который американцы нанесли Бородину.
Геннадий Райков, лидер группы "Народный депутат":
-- Бородину надо было дать согласие на экстрадицию в Швейцарию на второй день после задержания в США.
Дмитрий Рогозин, председатель комитета Госдумы по международным делам:
-- Ясно, что вопрос этот сугубо российский и не может рассматриваться швейцарской стороной.
Владимир Заметалин, зам. главы администрации президента Белоруссии:
-- В освобождении есть логика. Швейцария -- это не Америка. Швейцарское правосудие не увязывает поступки людей, тем более если сомнительно, что эти поступки совершались, с их политической деятельностью. Господа из-за океана, к сожалению, делают это слишком часто. Теперь Бородин наконец сможет приступить к делам, прежде всего в постоянном комитете союза, которые без него были в значительной степени запущены.
Сергей Шухно, руководитель минского представительства исполкома Союза России и Белоруссии:
-- Безусловно, само освобождение и то, что Бородин сможет вернуться к работе, можно оценивать положительно. В его отсутствие руководил другой человек, заседания проводились, документы готовились, но отсутствие руководителя, конечно, сказывалось на работе структуры. Наверное, если бы Бородин мог исполнять свои обязанности, работа была бы организована более четко.
Владимир Коноплев, вице-спикер нижней палаты белорусского парламента:
-- Бородина арестовали отчасти в пику Союзу Белоруссии и России.
Павел Латушко, пресс-секретарь МИД Белоруссии:
-- Мы удовлетворены решением Обвинительной палаты. Мы убеждены, что в результате независимого разбирательства будут выяснены все обстоятельства дела и все обвинения, выдвинутые против Павла Бородина, в самое ближайшее время будут сняты.
Дмитрий ВОЛКОВ