|
|
N°239, 23 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
До свиданья, наш ласковый миша
Лучано Паваротти выступил в Кремле
К подзаголовку стоит добавить: «...в последний раз». Самый знаменитый тенор закончит выступать в 2005 году и в России уже больше, видимо, спеть не успеет. Меломанам, конечно, жаль, что живой классик и артист с беспредельной харизмой уходит на покой, но, к сожалению, это закономерно. Паваротти немолод и устал -- концерт в Кремле стал лишним тому подтверждением.
Первая часть выступления была, так сказать, полуживой: Паваротти исполнил несколько арий из малоизвестных итальянских опер сольно и дуэтом с вокалисткой Симоной Тодаро. Также дуэтом -- «Аве Мария» Шуберта. Все это звучало под рояль, то есть очень камерно. Знаменитая «Аве Мария», конечно, вызвала восторг публики. Боюсь, восторг был связан с узнаванием, потому что звучало все это достаточно формально. Потом наконец к делу приступил оркестр, до того праздно сидевший на сцене: музыканты исполнили интермеццо из совершенно очаровательной одноактной оперы «Сельская честь» (Cavaleria rusticana) Пьетро Масканьи. Далее Лучано и Симона под аккомпанемент оркестра спели дуэт Родольфо и Мими из «Богемы» Пуччини. На этом первая часть благополучно завершилась, и VIP-публика пошла в фойе демонстрировать друг другу наряды и приобретать буклет за сотню рублей. В кулуарах деятели искусства и высококомпетентные музыкальные критики ругательски ругали оркестр (предоставленный российской стороной) за то, что он отстает и неслажен, а также синьору Тодаро, называя ее «не певицей, а вокалисткой». С обоими утверждениями спорить трудно, но про Тодаро стоит оговориться, что все-таки именно дуэты с Паваротти у нее получались хорошо.
Второй акт задался повеселее. Паваротти (сольно и дуэтом с Симоной) пел «нехитовые» и незаезженные арии из итальянских опер. Таким образом, концерт, к счастью, не превратился в аналог диска-компиляции типа Best Opera Album. Из самого известного -- хитовая ария Канео из «Паяцев» Леонкавалло (в сверхэкспрессивной кульминации которой Паваротти явно пощадил свои верха, поэтому получилось не столь убийственно), кусочек из «Веселой вдовы» и несколько неаполитанских песен. Странное дело: легенькие молодецкие песенки Паваротти исполняет гораздо лучше, чем оперные арии. Здесь ему возраст не помеха, не говоря уже о том, что харизма и обаяние маэстро никуда не деваются. (Кстати, последний альбом Паваротти Ti adoro -- «Я обожаю тебя» -- состоит как раз из подобного репертуара.) Он, как всякий хороший поп-певец, по-прежнему способен «заводить» толпу одним движением руки. И понятно, почему бисы стали кульминацией кремлевского вечера: песня «Гранада», вечнозеленая O sole mio и ария из «Травиаты» («Высоко поднимем бокалы...»). Эту вещь Паваротти предложил спеть зрителям, вместо положенного хора. И спели-таки: кто по-итальянски, кто по-русски, а кто просто хлопал. В общем, хором и проводили великого старика.
Александр БЕЛЯЕВ