|
|
N°239, 23 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безотчетный выбор
Если из года в год в конце декабря объяснять, почему «Арт-Москва» лучше, чем «Арт-Манеж», а галерея XL интереснее церетелиевского Музея современного искусства на Петровке, можно удавиться. Поэтому комментариев итогам года -- минимум. Сэкономим место.
Лучшая выставка -- «Дионисий» в Третьяковской галерее. Наука и просвещение наконец-то обрели на ней друг друга.
Лучший проект российского Contemporary Art -- «Арт-Клязьма». Весело, зрелищно и вкусно (во всех значениях слова).
Лучший «гостевой» проект зарубежного Contemporary Art -- фестиваль видеоарта «[PRO]смотр» в петербургских Эрмитаже и Русском музее (совместно с институтом ПРО-АРТЕ). Если кто не верит, что и сегодня рождаются гении масштаба Тициана и Леонардо, пока не поздно, заказывайте билет в Питер. И марш в Эрмитаж. Видеоинсталляция Билла Виолы «Приветствие» (по мотивам картины флорентийского маньериста XVI века Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы») -- шедевр без кавычек и дураков, благая весть искусства XXI века.
Лучший «выездной» проект -- российский павильон Венецианской биеннале с «вернувшейся» живописью модных хороших художников, от Валерия Кошлякова до Кости Звездочетова. Качество мысли напрямую зависит от «сделанности» той площадки, где эту мысль кажут. В российском биеннальном павильоне все сделано было с умом.
Персона года... Нет, не Илья Иосифович Кабаков, а Эрик Владимирович Булатов. Во время его визитов в столицу весной и осенью 2003 года у нас был шанс понять, что «соц-арт» -- термин убогий, а Булатов -- художник большой. И одно с другим несовместимо.
Институция года -- «Экспо-Парк. Выставочные проекты». Как там у них?.. «Арт-Москва», «Арх-Москва», Non-fiction... Одно слово -- престиж.
Куратор года -- венчаем лаврами двух прекрасных дам: Зельфиру Трегулову и Ольгу Свиблову. Зельфиру -- за выдающиеся успехи в организации самых до недавнего времени протокольных выставок в музеях Московского Кремля и чудесное сотрудничество с Борисом Гройсом в подготовке проекта во Франкфурте-на-Майне «Коммунизм -- фабрика мечты». Ольгу -- за беспрецедентное по смелости решение превратить Московский Дом фотографии в Мультимедийный комплекс актуальных искусств. Со всеми вытекающими...
Наконец, разочарование года -- почти все события (за исключением «Арх-Москвы» и конкурса на Мариинский театр), связанные с российской архитектурной жизнью. Начиная с «мэрских» реконструкций столицы, кончая выставочной деятельностью единственного в мире Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
На этом закончим. А прибывающие свеженькие радостные и безрадостные сюжетцы -- в порядке общей очереди на страницах газеты «Время новостей».
Сергей ХАЧАТУРОВ