|
|
N°239, 23 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Странные скачки
«Луни Тьюнс: снова в деле» на московских экранах
Луни Тьюнс -- это вовсе не имя главного героя, как можно подумать, а толком непереводимое название серии мультфильмов компании «Уорнер Бразерс», берущей начало в тридцатых годах и являвшейся достойным ответом корректному диснеевскому засилью. Именно под маркой «Луни Тьюнс» появились на свет такие персонажи, как кролик Багс Банни, утенок Даффи Дак и еще около дюжины знаменитейших персонажей. По мнению режиссера Джо Данте и сценариста Ларри Дойла, все они до сих пор состоят в уорнеровском штате и являются не меньшими звездами, чем настоящие актеры из плоти и крови. Но после того, как из-за внутристудийных интриг Даффи вылетел с работы, он в компании вечного конкурента Багса Банни, бестолкового каскадера Диджея (Брендан Фрезер) и всех-всех-всех остальных ввязался в сумасшедшую историю, связанную с волшебным алмазом, известным как Голубая Обезьяна, и зловещими планами директора корпорации «Акме» (Стив Мартин) превратить все население земли в приматов.
Впечатление, которое производит фильм на сколь угодно крепкую психику, адекватнее всего было бы передать тем движением верхних конечностей и углекислым шипением, с помощью которых Семен Семеныч Горбунков в ресторане «Плакучая ива» пытался изображать шампанское. Потому что все происходящее на экране имеет только одно название: дичь. Представить отечественный аналог продукту Данте, будучи в здравом уме, практически невозможно: это как если бы годовой бюджет всей российской кинематографии был бы отдан режиссеру Максиму Пежемскому для широкомасштабной постановки, где наравне с Арменом Джигарханяном, Александром Панкратовым-Черным и Валерием Золотухиным действовали персонажи «Ну, погоди!», блудный попугай Кеша и котенок с улицы Лизюкова. Очевидно, что реакция почтеннейшей заокеанской публики была бы неотличима от недоумения, пронизывающего российскую аудиторию в случае с «Луни Тьюнс». Ибо понять всю прелесть этого удивительного фильма можно только в том случае, если вы: а) имеете хотя бы приблизительное представление об истории и традициях американской анимации; б) в состоянии понять отборные киноманские шутки, которыми фильм разбавлен в концентрации, опасной даже для заправского эрудита; в) в принципе готовы согласиться с тем, что сочетание живых и нарисованных актеров в одном кадре -- это нормально; наконец, на крайний случай г) знакомы с практикой расширения сознания не только по книжкам Грофа и Маккены.
«Луни Тьюнс» относятся к той категории фильмов, которая предназначена для очень узкой аудитории, но вынуждена притворяться блокбастером, чтобы оправдать затраты. Данте снял высокобюджетный капустник для своих, с треском провалился (надолго, если не навсегда, закрыв себе путь к большим бюджетам и проектам категории «А»), но среди себе подобных обзавелся практически безграничным кредитом доверия. Потому что нельзя не быть благодарным человеку, который умудрился переснять классическую сцену в душе из хичкоковского «Психоза» с Багсом Банни в роли Джанет Ли; усадил короля трэша Роджера Кормана в кресло постановщика очередной серии «Бэтмена»; вернул в большое кино экс-агента 007 Тимоти Далтона в роли отца главного героя; повесил на стену офиса «Уорнер Бразерс» постер очередного «Смертельного оружия», где на месте Мэла Гибсона и Дэнни Гловера впечатаны сосредоточенные младенцы; придумал сцену, в которой Брендан Фрезер в роли дублера Брендана Фрезера дает по сусалам Брендану Фрезеру в роли Брендана Фрезера. Подобных гэгов в фильме никак не меньше миллиона, а подлинный момент истины наступает, когда мультяшные герои начинают погоню по Лувру и, спасаясь от преследования, попадают поочередно в шедевры мировой живописи -- сюрреально растекаются вместе с часами Дали, отплясывают канкан в окружении тулузлотрековских кокоток, присоединяются к истошному «Крику» Мунка и распыляются на отдельные точечные мазки в пейзажах пуантилистов. О творческой манере последних Багс Банни умудряется даже прочитать небольшую лекцию, потому что кролик-суперстар «всегда считал, что кино должно просвещать!».
Плоды этого просвещения еще долго оседают в голове разноцветным конфетти. Лучшего подарка к Новому году, чем этот фильм-хлопушка представить себе нельзя. Веселые картинки нанесли ответный удар -- и Дантов ад обернулся форменным парадизом.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ