Время новостей
     N°238, 22 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.12.2003
Разоружение в воздухе
Россия собирается ликвидировать целый класс самолетов
В эти выходные с аэродрома Новосибирского авиационного производственного объединения, входящего в холдинговую компанию «Сухой», впервые взлетел серийный самолет Су-34 (прежнее название -- Су27ИБ). Создатели машины называют ее ударным авиационным комплексом. Событие настолько важное, что в Новосибирск понаблюдать за демонстрационным полетом прибыли начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин и главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов. Источник в Минобороны поведал корреспонденту газеты «Время новостей», что на торжества должен был лететь министр обороны Сергей Иванов, однако окружение суеверно отговорило его от этого шага: последние громкие катастрофы в ВВС России -- гибель Ту-160 в Энгельсе и двух вертолетов огневой поддержки на Дальнем Востоке -- произошли во время пребывания в этих краях главы военного ведомства.

По свидетельству представителя фирмы «Сухой», оба прибывших полюбоваться получасовым полетом военачальника с восторгом отозвались и о самолете, и о действиях экипажа. Еще бы, некоторые результаты превзошли требования технического задания военных. На Су-34 установлены модернизированные комплексы бортового оборудования, которые прошли государственные испытания и получили предварительное заключение ВВС России. А уровень радиоэлектронного оборудования машины таков, что позволяет отнести ее к самолету пятого поколения. Производство СУ-34 рассматривается как одна из приоритетных программ ВВС России.

Всего начиная с 1993 года в Новосибирске построено восемь образцов этих машин. До начала 2006 года планируется построить до десятка новых самолетов, половина из которых поступит на вооружение 11-й и 14-й армий ВВС и ПВО, дислоцированных в Сибири. Вообще же, как говорят в главном штабе ВВС, предполагается, что новинка придет на смену фронтовым бомбардировщикам Су-24М, что вполне естественно, а также дальним бомбардировщикам Ту-22М3. Это последнее сообщение у людей, знающих авиацию не понаслышке, вызвало по меньшей мере недоумение: либо это оговорка официальных лиц, либо за предполагаемой сменой кроется какая-то интрига.

Дело в том, что, по мнению специалистов, эти две машины абсолютно несопоставимы. Су-34 относится к самолетам весом до 45 тонн, он в состоянии поднять от силы 9 тонн. Вся боевая нагрузка у него располагается снаружи, что, конечно, уменьшает его маневренные и скоростные качества.

Ту-22М3 относится к классу самолетов, который не имеет ни одна страна, кроме России. У американцев и англичан, например, есть или стратегические бомбардировщики, или «малые» истребители. У нас этот промежуток заполнен Ту-22М3, весящим 126 тонн. Он пугает Запад тем, что, будучи средним самолетом, имеет на внутренней подвеске бомбовую нагрузку, равную такой нагрузке 220-тонного американского «стратега» В-52.

Сегодня 68 Ту-22М3 (в разной степени готовности к боевым действиям) находится на вооружении ВВС и 65 -- в морской авиации. Трудно представить, как и в какие сроки собираются наши военные заменять эту армаду самолетов на Су-34, появляющиеся на свет в количестве менее десятка в год. Тем более если учесть, что надо менять и имеющиеся в наличии близкие по классу 350 штук Су-24. Но главное даже не в этом. Лишившись бомбардировщиков этого класса, Россия теряет одно из средств, с помощью которых можно контролировать геополитическую ситуацию. Боевой радиус Су-34 не более 1100 км, у Ту-22М3 с 24 тоннами нагрузки аналогичный параметр 4400 км. Одна из последних операций, где отличились Ту-22М3, по свидетельству тогдашнего командующего Дальней авиацией генерал-полковника Василия Решетникова, -- вывод советских войск из Афганистана. Любые попытки напасть на наши колонны пресекались громадной мощности ударами этих самолетов, летящих на высотах около 10 км, не доступных никаким «Стингерам». Благодаря этим ударам вывод войск был практически бескровным.

Так или иначе, планируемая далеко не равноценная замена Ту-22М3 на Су-34 по принципу «махнемся не глядя» расценивается многими военными как ликвидация целого класса машин. Противники замены проводят параллель с ликвидацией тяжелых МБР «Воевода» (по натовской классификации -- «Сатана») с десятью боевыми блоками, вместо которой придет моноблочный «Тополь-М2». В эту же логику, по их мнению, вписывается и недавняя декларация Владимира Путина об отказе в будущем от строительства авианосцев, которые, в отсутствие Ту-22М3, могли бы доставлять в район боевых действий истребители. Теперь, констатируют военные, не будет ни того, ни другого.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина