|
|
N°238, 22 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстан вступил на «туркменский» путь
Информация в СМИ станет законной, если она от властей
Завтра нижняя палата казахстанского парламента приступит к рассмотрению нового закон о СМИ, подготовленного правительством без учета мнений журналистских организаций страны. Из состава рабочей группы по разработке законопроекта вышли также представители общественных организаций, считающие, что законопроект противоречит международным обязательствам Казахстана.
Формулировки документа выглядят, по меньшей мере, странно и с юридической точки зрения непрофессионально. Как понять, к примеру, такое определение, как «злоупотребление свободой слова», на основании которого органу СМИ может быть отказано в «учетной регистрации»? Кто и по каким критериям будет определять «злоупотребление»?
Особое внимание в законопроекте уделяется термину «информация». Похоже, что целью авторов закона является ограничение допуска к ней. Вводится определение «аккредитация», это -- «допуск к информации». Но по конституции Казахстана каждый имеет право свободно получать и распространять информацию «любым незапрещенным способом». Теперь это право может быть ограничено государственным органом или ведомством, выдающим аккредитацию. Те журналисты, которым в этом отказано, оказываются вне правового поля, в случае если они ее получают каким-либо иным способом.
Дальше -- больше. «Официальной информацией» признается только информация, предоставляемая государственными органами, и за ее распространение СМИ ответственности не несут. За все остальное -- пресс-релизы и заявления политических партий, общественных организаций, посольств, международных организаций (ООН, ОБСЕ), действующих в Казахстане кампаний и совместных предприятий, а также за перепечатку сообщения информагентств, статьи из зарубежной прессы или из Интернета -- журналист и его редакция могут быть привлечены к ответственности, вплоть до судебной. И ссылки на источник тут не помогут. Независимые аналитики в Казахстане не сомневаются, что эти меры имеют вполне конъюнктурное предназначение и призваны обеспечить легитимность уже существующим запретам на распространение информации о «казахгейте» -- судебном расследовании, ведущемся в США по делу о коррупции, в котором замешаны высшие руководители Казахстана, включая президента Назарбаева и членов его семьи.
Именно за публикации на эту тему были осуждены казахстанские журналисты Сергей Дуванов и Ермурат Бапи. Но поскольку истинные причины их судебного преследования не являются законными, то Дуванов был обвинен в «изнасиловании несовершеннолетней», а главный редактор газеты «СолДат» Бапи -- в уклонении от уплаты налогов на астрономические суммы и лишен права заниматься журналистской деятельностью. Дело Дуванова вот уже год является основным пунктом обвинения со стороны мирового сообщества в адрес властей Казахстана в нарушении основополагающих принципов законности и прав человека. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Фреймут Дуве, уходя в отставку со своего поста из-за окончания срока полномочий, заявил 11 декабря: «Глубина цинизма некоторых правительств, являющихся членами данной организации (ОБСЕ. -- Ред.), не перестает меня изумлять. Журналисты, осмеливающиеся критиковать эти правительства, запираются в тюрьму на долгие годы по подтасованным обвинениям. Вот только два имени, Сергей Дуванов, отбывающий наказание в Казахстане, и Руслан Шарипов, находящийся за решеткой в Узбекистане».
За эту цитату, будь она напечатана в Казахстане после принятия нового закона о СМИ, журналист или его редакция будут примерно наказаны.
Аркадий ДУБНОВ