|
|
N°65, 12 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Туристы-смертники" в Голландию не поедут
Противники эвтаназии боятся, что она выйдет из-под контроля
Принятие в среду сенатом Нидерландов закона об эвтаназии вызвало столь неоднозначную реакцию, что вчера министру здравоохранения страны Элсу Борсту пришлось специально успокаивать своих сограждан: исполнение закона будет жестко контролироваться, а нарушающие его врачи -- преследоваться в судебном порядке. Министр поддерживает этот закон, «который дает медикам и пациентам» право выбора. Газеты Vokskrant и Trouv констатируют, что закон лишь "заполнил правовой вакуум". Исполнительный директор Голландского общества за добровольную эвтаназию (ГОДЭ) Йонкьер Роб выразил надежду, что принятие закона поможет аналогичным организациям в других странах, в частности, в Бельгии, Колумбии и Швейцарии. А президент ГОДЭ Якоб Констамм уверен, что в течение четверти века правовые нормы, разрешающие эвтаназию в той или иной форме, будут действовать в большинстве стран мира.
Пока же сторонники «хорошей смерти» из других государств изобретают способы воспользоваться голландским законодательством в своих целях. Австралиец Филип Ницшке, которого, как и американца Кеворкяна, прозвали Доктором Смерть за содействие самоубийствам больных раком на северной территории Австралии в середине 90-х, заявил, что намерен применять эвтаназию на судне под голландским флагом и вне пределов австралийских территориальных вод. Кроме того, по его мнению, безнадежные больные могут отправляться в Голландию для избавления от жизни, превратившейся в ад. Однако министр Борст уже заявил, что номер с "туристами-смертниками" не пройдет, поскольку право на эвтаназию имеют лишь постоянные жители Нидерландов. Об этом же сказал в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» член Европарламента от Нидерландов, представитель Христианского союза Арие Оостландер: «К счастью, закон действует только для наших жителей. Слава богу, Голландия хотя бы не станет местом, куда европейцы поедут умирать».
Некоторые противники эвтаназии оговариваются, что добровольный уход из жизни неизлечимо больных "в ряде случаев" возможен, но "закон зашел слишком далеко и поэтому должен быть отменен". Критика нового закона ведется в основном с религиозных позиций. Влиятельный польский епископ Тадеуш Перонек предположил, что «эвтаназия может легко выйти из-под контроля и обратиться против "нежелательных элементов" и «инвалидов». «Знаете, к чему все это приведет? -- вопрошает Арие Оостландер. -- Скажем, пожилой человек, вполне здоровый, почувствует вдруг, что стал в тягость своим детям и захочет таким образом избавить их от забот».
Министр здравоохранения России Юрий Шевченко назвал эвтаназию "большим грехом, который нельзя допустить". Он исключил возможность обсуждения этого вопроса в Думе: легализация эвтаназии станет причиной многих «преступлений», поскольку «всегда найдутся злоумышленники, готовые нажиться на страданиях одиноких стариков».
Алексей СЛОБОДИН