|
|
N°236, 18 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Изабель Альенде: "Ни одной стране нельзя посоветовать ввести диктатуру"
Россию со странами Латинской Америки связывают не только экономические отношения. Опыт Чили до сих пор вызывает споры в нашей стране. Речь идет о праволиберальных преобразованиях во время правления Аугусто Пиночета. О них обозреватель газеты "Время новостей" Елена СУПОНИНА побеседовала в Сантьяго с председателем палаты депутатов Национального конгресса Чили госпожой Изабель АЛЬЕНДЕ. Перед этим 58-летняя социалистка, дочь легендарного президента Сальвадора Альенде, убитого в сентябре 1973 года во время пиночетовского переворота, встречалась с главой российского МИДа Игорем Ивановым.
-- Многие россияне считают праволиберальные реформы в Чили образцом для подражания. Но проведены они были ценой ужесточения режима. Что бы вы могли сказать об этом нашим соотечественникам?
-- Первое, что сказала бы я любому, кто хочет использовать позитивную часть этого опыта: демократия не должна быть попрана. Мне жаль, что кто-то хочет нам подражать, хотя Пиночет и сделал кое-что полезное для Чили. Он открыл чилийскую экономику внешнему миру и продемонстрировал, что она способна двигаться в сторону открытости. Он убедительно провел либеральные реформы. Но не надо забывать, что сделал он это в условиях диктатуры, лишил трудящихся их прав и провел приватизацию в очень непонятных и непрозрачных условиях. Во времена правления Пиночета в Чили допускались очень серьезные нарушения прав человека, фактически генерал Пиночет совершил насилие над демократией. В Чили есть люди, которые сделали большие состояния, но происхождение этих денег никому не известно. По моему мнению, все экономические реформы надо проводить в условиях демократии.
-- Так стоит ли России идти по пиночетовскому пути?
-- Каждая страна должна проводить реформы в соответствии со своими реалиями, но в условиях демократии. Ни одной стране нельзя посоветовать ввести диктатуру. Поверьте, нам это хорошо известно.
-- И все-таки, разве Пиночет не сделал для Чили так много хорошего?
-- Пиночет четко и понятно сделал одно. Он сориентировал чилийскую экономику в целом на открытый рынок. В этом общем направлении он делал правильные шаги. Однако я должна отметить, что в 1990 году, когда в Чили была восстановлена демократия, 40% населения жило в условиях бедности. Инфляция составляла почти 25%. Многие трудящиеся потеряли свои права, и только с возвращением демократии мы сумели вернуть им часть этих прав. Только в условиях демократии мы смогли сократить за 13 лет уровень бедности с 40 до 20% населения. Но экономическое расслоение общества до сих пор сильно, что чревато нестабильностью.
-- Какой должна быть судьба 87-летнего Пиночета, ведь диктатор по-прежнему спокойно живет в Сантьяго?
-- Пиночет должен быть осужден. Он пожизненный сенатор парламента Чили, но когда против него начался судебный процесс, он пошел на сделку -- вышел из парламента и при этом получил справку, что он не совсем адекватен. Он согласился на это унижение, согласился признать себя чуть ли не полусумасшедшим, чтобы не отвечать за свои действия во время правления. И только благодаря такому унижению он избежал суда.
Беседовала Елена СУПОНИНА