|
|
N°236, 18 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Учебник должен не только приводить факты, но и оставлять возможность их оспорить»
Когда премьер Касьянов в 2001 году выступал на заседании правительства с критикой учебников по истории, он говорил не о старых, сталинских учебниках, а об учебниках по новейшей истории, издававшихся в течение последних десяти лет. И основной разговор заключался вот в чем. Президент Владимир Путин перед выступлением премьера выразил свое мнение об учебниках истории, которое можно свести к одной фразе: «Нельзя в учебниках истории формулировать принципы современной политики». Следствием этого «нельзя» стало требование президента к правительству представить историкам внятную формулировку ценностей и объяснение собственной политики. По сути, перед правительством была поставлена задача в течение одного года сформулировать национальную идею для того, чтобы авторы представили ее наряду с другими мнениями на страницах своих учебников. А последнее выступление президента, в котором он вновь вернулся к теме деполитизации учебников, на мой взгляд, лишь напоминание правительству о том, что оно не сделало свою работу.
Пока не появится официальный документ, формулирующий национальную идею, каждый автор имеет право по-своему трактовать существующий ныне режим. И потому учебник «Отечественная история. XX век» Игоря Долуцкого вовсе не является чем-то исключительным. Он просто попался под руку властям предержащим. Помимо него есть еще масса субъективных и спорных пособий, например учебник, написанный семьей Жуковских.
При этом я не считаю произошедшее с учебником Долуцкого покушением на вариативность образования. Вариативным образование стало, когда начал расширяться издательский рынок. Сегодня существует порядка двадцати крупных и более сотни мелких издательств, специализирующихся только на учебниках. И представьте, что будет, если им придется издавать только одну книгу: вполне возможно, что 70% просто исчезнет, обанкротится.
Сейчас гриф «Рекомендовано Министерством образования» помимо исторической литературы, входящей в официальный перечень на текущий учебный год, стоит еще на 300 пособиях, начиная от литературы и заканчивая историческими картами. Последнее время вообще существует негласное правило, что хороший учебник без дополнений не издается. Обязательно должны присутствовать параллельные издания: тетради для ученика, методичка для учителя, карты, атласы и другие дополнительные пособия.
А ведь перед автором во время написания учебника и так стоит ряд сложных задач. Во-первых, это проблема сокращения материала. При том времени, которое уделяется изучению истории в школе сегодня, необходимо рассказать гораздо больше, чем десять лет назад. Появляются вопросы, которые раньше не изучались: история быта, человека, культуры. А если учесть, что согласно официальным требованиям параграф в учебнике не может быть больше определенного количества страниц, становится ясно, что тот пласт информации, который мы сегодня имеем, уместить в учебник становится все сложнее. Во-вторых, изменились представления о хорошем учебнике. Современный учебник должен не только приводить факты, но и оставлять возможность их оспорить. История ведь вообще наука дискуссионная. Поэтому основная задача автора -- научить школьника формулировать и аргументировать свою позицию. А для этого необходимо показать несколько взглядов на ту или иную эпоху и позволить школьнику выбрать ту позицию, которая ему ближе.
Кирилл МИТРОФАНОВ, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского государственного