|
|
N°65, 12 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Корпоративные облигации непопулярны
Формирование российского рынка корпоративных облигаций, о котором вот уже почти год говорят как о чрезвычайно перспективном источнике финансирования реального сектора экономики, идет далеко не так быстро, как хотелось бы, и сталкивается с массой проблем. К таким выводам пришли участники заседания комитета по фондовому рынку, производным финансовым инструментам и электронной коммерции Московской торгово-промышленной палаты.
Сегодня, по мнению начальника отдела внутреннего учета операций с ценными бумагами на биржевых рынках Импэксбанка Романа Олейникова, выходить на «публичные» (ориентированные на незаинтересованных лиц) вторичные торги имеет смысл только эмитентам с громким именем, да и то в небольших объемах. А жизнь подавляющего большинства облигаций проходит от размещения до погашения. По самым оптимистичным прогнозам, потребуется еще два-три года, чтобы рынок корпоративных облигаций в России действительно заработал.
А пока, несмотря на непрерывный поток размещений этих бумаг, ликвидный вторичный рынок отсутствует. Как отмечают представители ММВБ, у инвесторов нет спекулятивного мотива. Банки, страховщики, паевые и пенсионные фонды покупают облигации в расчете на купонные выплаты и просто ждут погашения.
У операторов рынка складывается ощущение, что форсированное развитие рынка корпоративных облигаций пока не выгодно ни эмитентам, ни инвесторам. Размещение облигационного займа -- удовольствие не из дешевых. Издержки на консультантов, андеррайтеров, непомерный с точки зрения участников рынка, налог на регистрацию (0,8% -- почти столько же, сколько берет андеррайтер). Кроме того, мало кто из российских компаний готов пойти на полную публичность своей деятельности, сопровождающую облигационные займы. Пока в финансовой отчетности расчеты реальными деньгами, взаимозачеты, бартер и векселя отражаются одинаково. У предприятия, рассчитывающегося преимущественно с помощью бартера, взаимозачетов и векселей, как правило, по документам налицо рост активов, объемов производства и финансовых результатов. В действительности же реальных денег за этими показателями нет, а капитал предприятия убывает. Зная это, инвесторы относятся к корпоративным облигациям российских эмитентов довольно прохладно.
Кроме того, до тех пор пока неденежные формы расчетов остаются основными, выпускать корпоративные облигации для многих не имеет смысла, хотя бы потому, что продукцию предприятий-эмитентов, произведенную за счет привлеченных дополнительных инвестиций, потребители не смогут оплатить живыми деньгами, и расплачиваться с владельцами облигаций таким эмитентам будет нечем.
Поэтому «стратеги», по словам аналитика ИК «Атон» Александра Агибалова, по-прежнему предпочитают закрытое размещение своих облигаций, изначально использовавшееся, в частности, как одна из схем вывода денег нерезидентов со счетов типа «С» и накачки деньгами аффилированных структур. Для крупных эмитентов, считает эксперт, это также более удобная и безопасная, чем кредиты, форма привлечения средств, поскольку купонные выплаты полностью относятся на счет себестоимости, а проценты по кредитам только частично -- в размере ставки рефинансирования. Да и слабая, по общему признанию, законодательная база рынка корпоративных облигаций оставляет массу лазеек.
А эмитенты «рыночных» займов выходят на биржу с относительно небольшими траншами, сводя к минимуму риск неразмещения. Но для формирования ликвидного рынка, считают специалисты, в свободном обращении должен находиться значительный объем ценных бумаг, чтобы появилась «критическая масса» ликвидности, которая приводит к эффекту самовоспроизводства рынка.
Марина БОРИСОВА