Премьер Михаил Касьянов во время визита в Токио
встретился с представителями концерна Toyota. Российский автомобильный рынок -- одна из щепетильных проблем во взаимоотношениях Токио и Москвы. Японцы на переговорах о вступлении России в ВТО до сих пор отстаивает свои довольно жесткие позиции. Их главное требование -- снять все ограничения на поставки иномарок в Россию. Однако и российская делегация придерживается жестких позиций: «Мы закрываем рынок для того, чтобы привлечь в автопром иностранные инвестиции». Как заявил по итогам этой встречи Михаил Касьянова, лед тронулся. Toyota задумалась об организации сборочного производства в России. И намерения японских компаний инвестировать в российский автопром, по словам премьера, серьезны.
В начале октября Россию с частным визитом посетил председатель совета директоров корпорации Toyota Хироши Окуда. Комментируя это событие и характеризуя цели и задачи вояжа, московское представительство Toyota сообщило тогда, что г-н Окуда просто захотел посмотреть на наших людей, природу страны и познакомиться с ее культурными и техническими достижениями. После посещения подметенных к приезду высокого гостя цехов ГАЗа по-самурайски лаконичный г-н Окуда задал представителям отечественного автогиганта единственный вопрос: «Я увидел, как ваша служба контроля качества отбраковывала колесные диски. Те, которые вы оставили, наши контролеры тоже отбраковали бы. Не считаете ли вы наш подход сумасшедшим?» Представители ГАЗа заявили в ответ: мол, если вы решите работать с нами, мы готовы по-японски относиться к качеству.
«Вы меня не поняли, -- остановил их г-н Окуда. -- Я действительно считаю наш подход сумасшедшим». Немая сцена.
По итогам прошедшего года Toyota стала мировым лидером продаж, обойдя GM и Ford. Успех однозначный. Бесспорно высокое качество, богатый ассортимент, разнообразный, устраивающий едва ли не все потенциальные группы покупателей дизайн, но что дальше?
По мнению аналитиков, сейчас компания выбирает концепцию дальнейшего развития. Первая -- традиционная: постепенный захват торговых плацдармов по всему миру через организацию заводов, сервисов, дилерских центров, качественно ничем не отличающихся от японских; продолжение инвестиций в надежность и долговечность каждого узла и агрегата; чистота и поддержка высокого имиджа и, как следствие, -- очень узкое поле для игры с ценами в каждом из представляемых автоклассов.
Вторая -- новая: дальнейшее улучшение качества сейчас бессмысленно и весьма накладно; отрыв от конкурентов можно оценить как фатальный; больше денег теперь необходимо тратить на расширение модельного ряда, рекламу и географию производства; снижение себестоимости плюс хороший имидж позволят укрепить мировое господство надолго.
Наблюдая, как еще десять лет назад неизвестные корейцы начали приглашать к себе ведущих итальянских дизайнеров, штамповать автомобили, как футболки, и очень успешно ими торговать, оттирая в сторону традиционных европейских, американских и даже японских мэтров авторынка, Toyota запаниковала. Но сейчас автомобиль стал обыденным товаром, а замена его каждые два-три года -- нормальным тоном. Данью моде. Теперь неважно, прокатается ли он пять--десять лет без серьезных поломок. Автомобили же, способные достойно продержаться на колесах три года, сегодня умеют делать практически все (российский автопром не в счет). Это война. И г-н Окуда, судя по настроению, хочет быть победителем в ней.
Toyota имеет более 50 отделений по всему миру, более 20 из них работают в сфере производства комплектующих и сборки. Дойдет ли Toyota до России? Возможно, ведь это весьма перспективный рынок.