|
|
N°235, 17 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Лучше рисковать сроками, чем безопасностью"
В последние несколько лет расходы федерального бюджета на программу уничтожения химического оружия были увеличены сначала в шесть, а потом в 12 раз. На 2004 год финансирование по этой статье увеличено еще на 200 млн долл. уже в третьем чтении бюджета. России продолжают помогать Германия, США, Англия, Евросоюз, Норвегия, Канада, Нидерланды, Италия, Швейцария, Чехия и Польша.
Главным приоритетом для нас является безопасность. Запуск первого завода по уничтожению химического оружия переносили трижды, отказались от одновременной работы линий по уничтожению иприта и люизита -- лучше рисковать сроками, чем безопасностью. ОЗХО разрешила нам перенести второй этап уничтожения ХО на 2007 год, а закончить работы к 2012 году. США также обратились с заявкой о продлении сроков. И мы, и они столкнулись с протестами людей в густозаселенных районах. И мы, и они одинаково понимаем, что наиболее безопасным является переход к так называемым мокрым технологиям: не сжигание отравляющих веществ, а химическая двухстадийная переработка. Хотя она и занимает больше времени.
Находятся люди, которые говорят: если сегодняшние технологии не дают нам 100% гарантий безопасности, то давайте подождем еще 10 или 20 лет, пока ученые придумают нужную технологию. Мы не можем позволить себе это: есть ответственность перед нашими детьми, есть международные обязательства. Хранить химоружие опаснее, чем уничтожать. Снаряды и бомбы с ОВ (пусть и без уже уничтоженных пороховых зарядов и средств доставки) ржавеют. Кроме того, в силу своей компактности, легкости изготовления и сложности контроля при транспортировке химическое оружие является предметом охоты международных террористов. В этом году по решению государственной комиссии мы перераспределили средства и втрое увеличили расходы на безопасность хранения. На создание современных систем охраны периметров, сигнализации, обнаружения и оповещения идет довольно большая часть иностранной помощи.
Два года назад госкомиссия заказала статистику: есть ли в местах хранения химического оружия заболевания, уровень которых отличался бы от средних показателей по стране. Минздрав в ответ сообщил: есть только один такой тип заболевания -- химофобия, психологическая боязнь людей. Меры по уменьшению этой боязни, активно предпринимаемые Российским Зеленым Крестом, имеют и прямые экономические последствия, потому что неверие рождает необходимость дополнительных систем контроля и приводит к неэффективным затратам денег.
Мы признательны иностранным государствам за любую помощь, но категорически не согласны на какую бы то ни было торговлю -- в обмен на помощь уступать в других вопросах. Уничтожение химического оружия не односторонняя проблема России, и не надо разменивать помощь на политические или иные уступки.
Сергей КИРИЕНКО, председатель Государственной комиссии по химическому разоружению