Запланированное на начало этой недели заседание совета учредителей украинско-российского газотранспортного консорциума не состоялось. Предполагалось, что именно на нем должен решиться (или не решиться) вопрос о передаче консорциуму в концессию газотранспортной системы Украины. Глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко сообщил вчера на пресс-конференции, что заседание перенесено на 22--24 декабря «по объективным причинам». И хотя, подчеркнул он, это не связано с наличием каких-либо несогласованностей, ход событий свидетельствует об обратном. Консорциум «скорее мертв, чем жив», и вряд ли его удастся реанимировать за несколько дней: судя по всему,
Леонид Кучма так и не решился довести до логического завершения дело, под которым он с Владимиром Путиным и Герхардом Шредером поставил подписи полтора года назад в Санкт-Петербурге. В «Газпроме» не стали комментировать перенос заседания.
«Работы по созданию газотранспортного консорциума проходят в плановом режиме», -- сказал г-н Бойко. В среду в Киев прибудут переговорщики из России. По словам главы «Нефтегаза», российская сторона пока не связывает вопрос передачи украинских магистральных газопроводов в концессию консорциуму со строительством нового газопровода Новопсков--Ужгород для увеличения транзита газа через республику. «Я думаю, что технико-экономическое обоснование проекта Новопсков--Ужгород будет утверждено в установленные сроки после окончания споров технических специалистов, -- отметил г-н Бойко. -- Ввиду масштабности проекта мы им позволим еще какое-то время подискутировать, чтобы не было ошибок в будущем».
Между тем источник в российском правительстве заявил газете «Время новостей», что это далеко не так. «Хотя официально это и не проговаривалось, наши украинские коллеги прекрасно осознают, что мы не станем участвовать в консорциуме, который будет лишь строить новую трубу, -- говорит он. -- Поскольку это противоречит самой идее создания структуры, которая на взаимовыгодной основе возьмет на себя управление и развитие газотранспортной системы». В то же время скорее всего сам проект прокладки новой трубы не будет закрыт. «Газпрому» в любом случае требуются дополнительные мощности для транзита экспортного газа, объем которого к 2008 году увеличится на 30--50% по действующим контрактам. Однако реализовывать его в рамках консорциума не имеет для «Газпрома» никакого смысла. Логично было бы предположить использование практики строительства газопровода Ямал--Европа, который возводился на средства российского концерна и оказался в его собственности. Тем более что финансовая состоятельность украинской стороны как паритетного участника проекта стоимостью 1,7--2,3 млрд долл. является крайне сомнительной.
«Газпром», судя по всему, уже начал «закручивать гайки». Как следствие -- один из самых прибыльных сегментов бизнеса «Нефтегаза Украины» (а именно, экспорт газа) сжимается. По словам г-на Бойко, в 2004 году его компания намерена экспортировать до 4 млрд кубометров газа, что на 33--38% меньше, чем ожидается в 2003 году. Известно, что в рамках пакетного соглашения, заключенного год назад между НАК и «Газпромом» по транспорту газа, закупаемого Украиной в Туркмении, украинская компания получила право экспортировать 6 млрд кубометров газа по согласованию с «Газэкспортом». Однако Киев так и не выполнил одно из обязательств -- отдать "Газпрому" 50-процентную долю в специально учрежденном операторе по транзиту газа, венгерской компании Eural Trans Gas. Более того, как уже писала газета «Время новостей», ETG заключила ряд контрактов на польском рынке, не согласовав их с российской стороной, хотя де-факто контролируется «Нефтегазом Украины», а значит, подпадает под квоту. По официальной же версии, озвученной г-ном Бойко, снижение экспорта связано с введением украинским правительством пошлины в размере 10 долл. с тысячи кубометров. Вместе с тем решение сократить объем поставок выглядит довольно нелогично, поскольку даже работа с низкой рентабельностью окупается присутствием на рынке.