Время новостей
     N°65, 12 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2001
Кино. Внутривенно
Сегодня в кинотеатре «35 мм» -- премьера фильма Тома Тыквера «Принцесса и воин»
Фильм про огненно-рыжую девушку, бегущую из последних сил по улицам Берлина, чтобы раздобыть деньги для попавшего в беду друга, покорил всех. Экспериментальное кино, ставшее коммерческим хитом, простая, почти примитивная история, рассказанная с неподражаемой формальной изобретательностью, молодость, скорость, буря и натиск -- и все это неожиданно, ярко, убедительно. Лола бежала так быстро, что у зрителей и даже у критиков не было времени вставить какое-нибудь скептическое замечание...

Фильм «Беги, Лола, беги» стал для немецкого режиссера Тома Тыквера тем самым оглушительным подарком судьбы, который случается раз в жизни и после которого не сразу приходят в себя даже самые талантливые и многообещающие, вроде Тарантино. Тыквер опомнился сравнительно быстро и выпустил фильм «Принцесса и воин», премьера которого состоялась в сентябре в Венеции, а сейчас заканчивает фильм «Небо» с Кейт Бланшетт, который через месяц покажут в Канне.

«Принцесса и воин» совсем не похож на «Лолу» и едва ли вызовет такое хвалебное единодушие, но связь между двумя фильмами, несомненно, есть, и она не только в том, что обеих «сильных героинь» исполняет актриса Франка Потенте. По словам режиссера, снимая «Лолу», он доказывал себе, что может передать на экране энергию, драйв, уверенность в собственных силах. И лишь после этого он отважился взяться за кино о самом главном -- о невыносимости потери, о любви, боли, надежде. Медсестра психиатрической клиники Сисси (Потенте) сбита грузовиком. Оказавшийся неподалеку Бодо (Бенно Фурман) спасает ей жизнь, делая трахеотомию с помощью перочинного ножика и соломинки для кока-колы. Ему кажется, что это случайность. Она думает, что это судьба. Они обречены на любовь, но чтобы снова научится любить, Сисси надо вырваться из вязкой атмосферы сумасшедшего дома, ставшего для нее родным, а Бодо должен забыть о страшной и нелепой смерти жены, в которой он чувствует себя виноватым.

Не удивляйтесь, это мелодрама, хотя будут в ней и неудавшееся ограбление банка, и бегство от полиции, и головокружительный прыжок с крыши, который актеры совершили без помощи каскадеров. Жанр, куда более уязвимый для критики, чем лихой молодежный боевик. Трудно объяснить, почему фильм Тыквера очень близок к тому, чтобы заслужить эпитет «великий». Сюжет многим кажется искусственным, наигранным, но дело не в нем, а в том удивительном режиссерском мастерстве, которое делает Тыквера классиком современного кино. Как никто другой, он умеет вытрясти из зрителя всю душу, въесться ему под кожу, ввести внутривенную инъекцию сильнодействующего наркотика, имя которому -- кино.

И отдельное слово о музыке к фильму, написанной группой Pale 3, в состав которой входит и сам режиссер. «Принцесса и воин» -- редчайший в кино случай, когда музыка не является комментарием к картинке, старательно объясняющим, когда зрителю надо смеяться, когда плакать, а когда судорожно сжимать подлокотники кресла. Музыка Pale 3 -- это голос изображения, которое словно бы само начинает звучать, чтобы хоть немного разрядить невероятное эмоциональное напряжение фильма.

Алексей МЕДВЕДЕВ