|
|
N°235, 17 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медиавендетта
Президент Чампи обидел премьера Берлускони
Президент Италии нанес чувствительный удар премьеру Сильвио Берлускони - и как главе правительства и как медиамагнату. Вчера Карло Адзелио Чампи под давлением оппозиции вернул в парламент уже принятый обеими палатами в начале декабря "закон Гаспарри" о реформировании системы итальянских СМИ. После отказа подписать закон цена акций компании Берлускони "Медиасет" сразу упала на 2,5%.
По замыслу разработчика закона министра коммуникаций Италии Маурицио Гаспарри, он должен помочь итальянским медиакомпаниям выдержать международную конкуренцию. Гаспарри заявил вчера, что только уважение к президенту республики не позволяет ему сказать вслух, что он думает по поводу возвращения закона в парламент. По мнению же оппозиции и профсоюзов, новый закон нарушает принцип справедливой конкуренции, угрожает свободе слова и принят в угоду премьеру-магнату Берлускони. Глава фракции левых демократов в сенате Гавино Анжуса еще в начале декабря бил тревогу и предупреждал, что "закон уничтожит плюрализм СМИ и ударит по интересам общества, предпочтя им интересы владельца "Медиасета".
Империя Берлускони и без того охватывает сегодня 95% итальянского телевещания, а пост премьера позволяет ему негласно контролировать общественную телесеть РАИ. Подпиши президент Чампи этот закон, и судебный вердикт, обязывающий Берлускони отказаться к 1 января 2004 года от одного из трех его телеканалов, был бы аннулирован. А к 2009 году Берлускони смог бы уже законно владеть печатными и электронными СМИ одновременно. По оценкам экспертов, закон Гаспарри принес бы Берлускони как медиа-магнату дополнительные 900 млн долларов.
Левоцентрист Паоло Джентилони заявил: «Мы 15 месяцев боролись против этого неконституционного закона, противоречащего европейскому законодательству. Мы довольны, что президент его подписывать не стал». А Международный институт прессы в Вене отметил, что "концентрация СМИ в Италии ухудшает качество демократии в Европе в целом". После возврата закона в парламент представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Фраймут Дуве с удовлетворением отметил, что "Италия вернулась к традиционной для европейской культуры независимости СМИ от прямого вмешательства властей".
В победу оппозиции над премьером мало кто верил. Президент, который в парламентской республике не обладает большой властью, очень редко противится воле итальянского правительства. При этом именно благодаря президенту г-н Берлускони смог совмещать госслужбу с бизнесом и даже получить иммунитет от судебного преследования на время своего премьерства.
Но Сильвио Берлускони еще никто не побеждал, во всяком случае, без боя. "Здесь нет никакой обиды ни по отношению ко мне, ни к правительству, - заявил премьер. - Глава государства высказался, все нормально. Парламент может изменить закон в соответствии с его указаниями, а может и одобрить его вновь, оставив все как есть". По конституции Италии, если сторонники Берлускони в парламенте повторно примут забракованный президентом закон, то подпись президента уже ничего не будет значить.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Валентина КУЛЯБИНА