Время новостей
     N°65, 12 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2001
Пряников на всех не хватит
Элитные учреждения культуры будут спасать по одиночке
Михаил Швыдкой встретился с журналистами, чтобы рассказать им о состоянии дел в его ведомстве. По первоначальному плану на встрече должен был присутствовать Никита Михалков, и разговор, естественно, тогда бы крутился исключительно вокруг президентских указов о кинематографе. Однако председатель Союза кинематографистов по неизвестным причинам не пришел, табличку с его именем со стола убрали, а Швыдкой начал с сообщения о формировании бюджета культуры на 2002 год.

Проблема с деньгами «на культуру» заключается, по мнению министра, в том, что их не хватает «на порядок», и увеличение бюджета даже на 30% ситуацию кардинально не изменит. Значит, менять надо структуру финансирования. К сожалению, учреждения культуры не хотят отказываться от уравнивающего и небогатого сметного финансирования ради рискованного, но куда более гибкого бюджетного контракта. Однако именно в контракте министр видит едва ли не единственный способ сформировать рынок труда в области культуры и сохранить художественную элиту. Поскольку «сфера искусства востребована на мировом рынке», артисту, за образование которого заплатили «нищие российские налогоплательщики», стало невыгодно работать на родине. С образованием, кстати, тоже плохо: профессор консерватории получает зарплату 3000 рублей, а частный репетитор -- от 50 до 100 долларов за час. Исправить положение могут лишь индивидуальные контракты, для которых министерство подыскивает инвесторов. Естественно, все учреждения культуры на особое положение перевести нельзя -- выбраны будут несколько особо достойных, но и закрыто ничто не будет. Хотя никто не знает, сколько, например, театральных вузов реально нужно стране. И сколько библиотек. В Томске, рассказал Швыдкой, университет выпускает в год 70 хормейстеров, а есть ли в них потребность, непонятно.

Если художественную элиту удастся подкормить, то для культурного просветительства средств министерства явно не хватит. В этой области особенно плохо с кадрами (так было и в советские времена, когда количество людей с высшим образованием в клубах не превышало 42%), ехать в село и маленькие города никто не хочет, трудно стало удерживать стандарт образования. В общем, все это означает, что культура в России окончательно перестает быть делом масс.

Затем министр перешел к кинематографу. Ничего нового, по сравнению с уже прозвучавшими комментариями Службы кинематографии, им сказано не было, за исключением разве что сообщения о субботней встрече на «Мосфильме», где было принято решение прекратить конфронтацию и начать сотрудничество.

По остальным вопросам, интересовавшим журналистов, министр высказался лаконично. Ситуацию на НТВ назвал очень тяжелой, поведение журналистов определил как «коллективное самоубийство», особенно обидное для талантливой молодежи последнего добродеевского призыва. В бытность председателем ВГТРК Михаил Швыдкой ощущал униженность и «второсортность» государственного канала относительно НТВ, у которого был «эксклюзив на власть», особенно в пору дружбы с Примаковым и «Отечеством». Это и сформировало «победительность» мироощущения канала, с которой ему теперь трудно расстаться.

Министр опроверг слухи об отставке Геннадия Рождественского, сообщив, что контракт заключен на три года и ни одна из сторон его не нарушала. Большой театр сегодня -- очень тяжелое наследство, сейчас в нем идет реформа менеджмента, до сих пор нет согласия в вопросе его реконструкции.

Приятной новостью прозвучало сообщение о достигнутых в ходе российско-германского саммита договоренностей о проведении в Германии «года России» в 2003-м и «года Германии» -- в 2004-м. Это значит, что на Берлинском кинофестивале пройдет большая ретроспектива советского кино, Россия получит статус спецгостя на Франкфуртской книжной ярмарке и состоится наконец вторая часть выставки «Москва--Берлин -- от послевоенного искусства до наших дней».

Договорились о начале возврата художественных ценностей из частных коллекций. Немецкая сторона в рамках реституции намерена профинансировать восстановление церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде, а Россия обязалась возвратить витражи из кирхи во Франкфурте-на-Одере.

Алена СОЛНЦЕВА