|
|
N°65, 12 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Свои» убирают «чужих»
В Душанбе убит генерал МВД и бывший оппозиционер
Вчера утром в Душанбе убит первый заместитель министра внутренних дел Таджикистана Хабиб Сангинов. Группа неизвестных (по некоторым данным, их было трое) расстреляла служебную машину, на которой Сангинов направлялся из своего дома на работу. Один телохранитель и водитель погибли на месте, еще один телохранитель скончался в больнице. Преступников задержать не удалось. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов взял расследование под личный контроль.
По официальной версии, убийство Хабиба Сангинова связано с его профессиональной деятельностью. По поручению правительства Сангинов занимался зачисткой припамирского Рамитского ущелья от все еще находящихся там незаконных воинских формирований, и заказчиков преступления следует искать среди неразоружившихся боевиков таджикской оппозиции.
Однако, по сведениям газеты «Время новостей», полученным из конфиденциальных источников в Душанбе, причины громкого убийства выглядят далеко не так просто. 50-летний Хабиб Сангинов был одним из самых известных лидеров таджикской оппозиции -- причем не вооруженной, а демократической. До гражданской войны в Таджикистане, в звании полковника МВД, он возглавлял республиканскую ГАИ и был избран депутатом парламента. Считался человеком, близким к бывшему партийному руководителю Таджикистана, а затем его президенту, ныне покойному Рахмону Набиеву.
Когда в 1993 году власть в стране перешла к прокоммунистическому «Народному фронту» и его представитель Эмомали Рахмонов в порыве примирения призвал вернуться в страну депутатов парламента, одним из первых откликнулся Хабиб Сангинов. Вместе с коллегой, депутатом Шоевым он прилетел из Москвы в Душанбе, где их тут же похитили неизвестные, и Шоева затем нашли убитым. Для новой власти они были чужими «по крови».
Сангинову удалось спастись. Он вернулся в Москву, где организовал Фонд помощи таджикским беженцам «Умед» и вместе с известным таджикским журналистом Отахоном Латифи стал одним из руководителей координационного центра демократических сил Таджикистана. После подписания в 1997 году соглашения о мире в Таджикистане оба они вернулись на родину и вошли в комиссию по национальному примирению. Спустя год Латифи был убит.
Как стало известно нашей газете, около двух месяцев назад Сангинов получил письмо с предупреждением: если не освободишь свое место, с тобой рассчитаются. В те же дни была взорвана машина председателя таможенного комитета республики Мирзохудина Низомова, бывшего полевого командира оппозиции. Это было еще одним предупреждением Сангинову, они породнились с Низомовым через своих поженившихся детей. Тогда же взорвали машину Махмадрузи Искандарова, другого соратника Сангинова, председателя Демократической партии Таджикистана.
Как считают наши источники в Душанбе, в близком окружении президента Рахмонова существуют весьма влиятельные силы, решившие окончательно избавиться от лидеров бывшей оппозиции, «которым нельзя доверять». Первыми подлежат «отстрелу» те из «чужих», за которыми не стоят вооруженные группировки. Хабиб Сангинов был среди них.
Аркадий ДУБНОВ