|
|
N°65, 12 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Греф прокладывает путь
Судьбы МПС и Николая Аксененко могут разойтись
Российское правительство сегодня рассмотрит вопрос о реформе МПС. Основным докладчиком будет глава Минэкономразвития Герман Греф, а министр путей сообщения Николай Аксененко выступит вторым. Ожидается, что обсуждение даст принципиальный ответ не только о будущем железных дорог, но и о судьбе самого г-на Аксененко. Причем высокопоставленные источники газеты «Время новостей» вчера дали понять, что железные дороги в России сохранятся, а вот глава МПС, скорее всего, не переживет предстоящей реорганизации кабинета министров.
Проект доклада Германа Грефа, с которым удалось ознакомиться корреспонденту газеты «Время новостей», косвенно дает представление и о предложениях главы МЭРТ по реорганизации правительства. В частности, в нем впервые прописаны функции специального органа, регулирующего деятельность естественных монополий.
Итак, согласно плану г-на Грефа, реформа железных дорог пройдет в два этапа. На первом, в 2001--2003 гг., государственное регулирование отраслью будет разделено между МЭРТ, Минтрансом (в проекте -- федеральный орган регулирования на транспорте), МПС (в проекте -- федеральный орган регулирования на железнодорожном транспорте), МАП и федеральный орган по регулированию естественных монополий.
За Минэкономразвития закрепляется координация развития единой тарифной сетки (ЕТС) и в целом экономики страны, а также политика в области мобилизационной подготовки. Функции Минтранса будут состоять в координации деятельности транспортных отраслей и ЕТС, руководстве мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на транспорте (кроме железных дорог), а также стандартизации, сертификации и надзоре на транспорте (кроме железных дорог). МПС отводится координация деятельности и развития железнодорожного транспорта, стандартизация, сертификация и надзор на железных дорогах, а также лицензирование деятельности субъектов конкурентного сектора. МАП будет осуществлять согласование и контроль крупных сделок и слияний, надзор за обеспечением равного доступа в конкурентных секторах, а также за исполнением установленной тарифной политики.
Наконец, новый федеральный орган по регулированию естественных монополий, как предполагается, займется установлением требований к системе тарифного регулирования естественных монополий, утверждением прейскуранта на услуги естественно-монопольного (ЕМС) сектора и временно-монопольного сектора (ВМС), разработкой механизма равноправного доступа к ЕМС и ВМС, мониторингом соблюдения установленных правил доступа и тарифной политики, а также формированием совместно с Минфином методики раздельного учета доходов, затрат и финансовых результатов по видам деятельности.
На втором этапе реформы, в 2003--2005 гг., Минэкономразвития предлагает упразднить федеральный орган регулирования железных дорог и передать его функции в Минтранс.
Доклад Германа Грефа, по прогнозам чиновников, будет одобрен в целом, но открыт для внесения в него поправок.
Вера КУЗНЕЦОВА, Иван ГОРДЕЕВ