|
|
N°234, 16 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все в дом
Правительство останавливает экспорт зерна
Активность российских экспортеров зерна, по мнению правительства, уже пора ограничивать. Вчера премьер Михаил Касьянов подписал постановление, вводящее повышенные экспортные пошлины на пшеницу и рожь в размере 0,025 евро за килограмм. По словам вице-премьера Алексея Кудрина, это решение продиктовано значительным ростом цен на хлеб. По итогам 11 месяцев он составил 24%. Впрочем, не все признают такой рост трагическим. Как считает советник президента Андрей Илларионов, цены на хлеб, наоборот, «сравнительно удешевились», так как индекс потребительских цен за последние три года вырос на 52%. И даже если цены действительно вырастут, то это тоже хорошо, поскольку заставит производителей увеличивать посевные площади. Введение же пошлин, на взгляд г-на Илларионова, является «вредным и для производителей, и для бюджета страны». Впрочем, убедить Белый дом в своей правоте ему не удалось.
Если пошлину не ввести, считает Алексей Кудрин, то только в первом полугодии будущего года из страны может быть вывезено 4--6 млн тонн зерна. Учитывая скромные размеры урожая и активный экспорт в течение всей осени, можно предположить, что это приведет к неконтролируемому росту цен на хлеб по весне, аккурат накануне президентских выборов.
Экспортеры тем временем считают упущенную выгоду. Глава корпорации «Астон», крупнейшего российского экспортера зерна по итогам прошлого года, Вадим Викулов говорит: «Продовольственная пшеница 3-го класса с доставкой в зарубежные порты обходится сегодня донским экспортерам в 195 долл. при средней цене на внешнем рынке 211 долл. В результате трейдеры уже сейчас работают на грани убыточности, рассчитывая получить прибыль за счет возврата НДС. С введением пошлины экспорт становится однозначно убыточным».
До фактического введения пошлин остается еще месяц. Владельцы зерновых терминалов на Дону, через которые идет более половины российского экспорта зерна, пытаются успеть до середины января распродать накопленные запасы и исполнить ранее подписанные зарубежные контракты. Вставать перед выбором -- платить неустойку или везти зерно себе в убыток -- не хочется никому. Хотя справедливости ради надо заметить, что слухи о введении пошлин ходили уже давно. Как отмечают в ростовском филиале компании «ОГО-продукты», все последние месяцы российские экспортеры зерна старались не заключать долгосрочных или фьючерсных контрактов, которые сейчас пришлось бы в экстренном порядке исполнять, чтобы не попасть под убытки от введения пошлин.
Поэтому больших прямых убытков от введения запретительных пошлин у экспортеров, по словам г-на Викулова, не будет. Трейдеры просто переориентируются на отгрузку за рубеж ячменя, фуража или отрубей. Пострадать могут лишь те хозяйства, которые продолжали держать пшеницу в надежде продать ее по еще более высоким, чем сейчас, ценам.
Впрочем, падение объемов и эффективности экспорта пшеницы из донских портов началось еще до решения правительства ввести запретительную пошлину. Из-за событий в Грузии донские трейдеры фактически остановили отгрузку зерна одному из своих основных покупателей -- Армении, так как российский хлеб доставлялся туда через грузинский порт Поти. К тому же по мере укрепления рубля российской пшенице все труднее отвоевывать мировой рынок у своих главных конкурентов -- американцев.
В будущем, уверяют в Белом доме, власти более не собираются ограничивать рынок. По словам г-на Кудрина, «пошлины являются лишь временным методом регулирования рынка». Впрочем, все знают, что нет ничего более постоянного, чем временное. Еще в 2000 году правительство приняло аналогичную временную пошлину на экспорт подсолнечника, которая не отменена до сих пор.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Вера СИТНИНА