|
|
N°235, 17 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шутники, себя самих перешутившие
В галерее «Сэм Брук» открывается «абсолютно провокационная» выставка
Организаторам выставки «Автора! Автора!», художнику Константину Батынкову и куратору искусствоведу Сергею Попову, дерзости не занимать. Пришла пора, решили Сережа и Костя, отхлестать по сусалам нашу зажравшуюся и самодовольную арт-тусу (тусовку то есть, то есть сообщество. -- Ред.). Текст пресс-релиза (автор -- куратор Сергей Попов) написан жестко и фактурно. Цитируем: «Итак. Москва. Конец 2003 года. Арт-тусовка. Вместо искусства -- мифы о его создании и репрезентации. Вместо художников -- brand-names, даже если это бренд всего лишь для полусотни людей. И наш Костя Батынков с фотоаппаратом...» Костя с фотоаппаратом просит кого-либо из «брендоносцев» сделать спонтанный снимок. И рождение такого снимка, по мнению куратора, становится развенчанием «голого короля московской художественной сцены». Ведь качество продукта здесь неважно, важно чтобы вращался арт-рынок с брендами и трендами. Так сорок ведущих авторов столицы, резюмирует идеолог выставки, объегорены их же собственными руками. Среди «объегоренных» Юрий Аввакумов, Анатолий Брусиловский, Герман Виноградов, Дмитрий Врубель, Игорь Макаревич, Георгий Литичевский, Александр Шабуров, Леонид Тишков, Игнат Данильцев. В их компанию почему-то затесался и совсем юный, в порочную связь с брендами еще не вступивший Ростан Тавасиев (следуя логике авторов выставки, может, поэтому и фотографии у него одни из самых искренних).
Когда смотришь архив выставочных фоток, в башку заползает мыслишка: «А ведь «добродушная ухмылка и нестрогий упрек» (ближе к середине своего текста в отношении к героям выставки Сергей Попов взял и сменил гнев на милость) адресованы совсем не art-community, а шутникам-оганизаторам экспозиции». Как и пресс-релиз, фотки свидетельствуют об одном: у идеологов выставки зрение и мысли расфокусированы. Начать с замечания о том, что сегодня «вместо искусства -- мифы о его создании и репрезентации, вместо художников -- brand-names». Это замечание пафосное, критическое? Тогда нас утягивают на дискурсивную территорию каких-то дремучих советских модернистов, одержимых идеями подлинности, уникальности, лирического «я», денотации вместо коннотации. Если же эта мысль подается как констатация факта, «в порядке вещей», непонятен смысл. «Очередное размышление о смерти автора»... Но если это «размышление», то отсутствует внятная артикуляция идей, та энергия, которая, собственно, смогла бы срежиссировать выставку, представить ее интеллектуальным приключением, спектаклем. О том, что по крайней мере с XIX века художник занимается тем, что тиражирует копии, а потому неизбежно становится брендмейкером, писал не только Ролан Барт, но и Вальтер Беньямин, и Розалинд Краусс, и многие другие. У Беньямина есть и отличная ремарка про фотографию: «Понятие подлинности теряет свой смысл в жанрах, по сути своей призванных размножать изображения». А Розалинд Краусс в своей работе 1981 года «Подлинность авангарда» (переиздана на русском языке журналом ХЖ) рассказала о похожей постструктуралистской фотоигре, о пиратских фотографиях Шерри Левайн. Г-жа Левайн не предлагала кому-то что-то снимать, а развенчивала миф об авторе «на поверхности чужих снимков». Она перефотографировала чужие образцы (Эдварда Вестона, Элиота Портера), разоблачая их двойную референцию, пастиширование. Она копировала их, и в ее копиях «оригиналы» превращались в тех самых чаемых «голых королей». Аляповатость и «замыленный взгляд» (копия копии безжалостна так же, как ксерокс) деконструируют память культуры до архетипов (изображение мужчин -- и на обложке журнала Men's Health тоже -- просит помощи у греческих статуй, фотокартинка природы заимствует клише романтического пейзажа). Коннотации ставят глаз любому фотографу (исключения, может, гении). И ничего плохого в этом, как и в брендмейкерстве, нет.
Однако проблема авторства все же решается. Может быть, сегодня это проблема выбранной интонации, выбранного угла зрения в дискуссии с культурным наследием и культурным сообществом. Дорогие Сережа и Костя, в подготовке следующей выставки выбор -- за вами.
Подпись под картинкой: Поиски потерянного автора Cергей Калинин и Фарид Богдалов компенсируют моделированием найденного героя. Лучший на все времена, по их мнению, Михайло Ломоносов
Сергей ХАЧАТУРОВ