|
|
N°235, 17 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Марина де Ван: "Вы верите, что ваше тело -- ваше тело?"
Одним из самых скандальных фильмов фестиваля «Французское кино сегодня» стала дебютная работа Марины де Ван «В моей коже». Режиссер сама сыграла главную героиню, сотрудницу PR-компании, которая режет и ест собственное тело. Разумеется, такой сюжет порождает множество трактовок. Одни увидели в фильме садизм и человеконенавистничество, другие -- страстную любовь к своему телу, третьи -- противопоставление индивидуального тела социальному, четвертые -- отделение себя от своего тела. Многие пытаются разглядеть в «В моей коже» влияние Франсуа Озона, в сотрудничестве с которым Марина де Ван написала несколько сценариев. Накануне выхода фильма в прокат с Мариной де ВАН встретился корреспондент газеты «Время новостей» Сергей ТОКАРЕВ.
-- Вы вместе с Озоном писали сценарии к его фильмам "8 женщин" и "Под песком". Что в них от вас, а что от Озона?
-- Конечно, нельзя сказать, что 37-ю страницу написала я, а 42-ю он. И нехорошо было бы, если бы во время просмотра фильма зрители увидели, что это мой эпизод, а вон тот -- Озона.
-- Но у Озона есть круг собственных тем, постоянный набор приемов, которые мы узнаем в каждом его новом фильме. Я не вижу существенных отличий между фильмами, в которых вы принимали участие, и теми, которые Озон делал без вас.
-- Вы хотите сказать, что я была ему не нужна? Когда я сотрудничаю с Озоном, я работаю в его вселенной. И если бы я даже написала сценарий от и до, он не отличался бы от озоновского. Я не привношу в сценарий Озона своих тем.
-- И какая разница между его темами и вашими?
-- Вам виднее.
-- В "В моей коже" в роли вашего близкого друга снялся Лоран Люка, сыгравший в фильме "Тошнота" отчасти похожую роль. В том фильме он был мужем женщины, которая во время беременности узнает, что больна раком. Наверное, можно сказать, что ваша героиня тоже больна.
-- Не думаю, что эти две роли похожи. Я выбрала Лорана Люка просто потому, что он хороший актер.
-- У вас еще нет любимых актеров? Таких, которыми стали для Озона Шарлотта Ремплинг и Людивин Санье?
-- Я сняла еще слишком мало фильмов, чтобы такие актеры появились.
-- В озоновском "Ситкоме" ваша героиня несколько раз пытается покончить с собой. В "В моей коже" она совершает что-то похожее на суицид.
-- "Ситком" -- комедия. Там больна не только моя героиня, там проблемы у всей семьи.
-- Почему ваша героиня режет собственное тело?
-- А как вы думаете, почему?
-- Мне это напоминает самоубийство.
-- Так почему же она не покончит с собой?
-- Ей нравится это делать медленно.
-- Кусочек за кусочком?
-- Да.
-- Возможно. Но мне кажется, что она исследует вещи, которые ни разу не видела.
-- Но исследованиями можно заниматься иначе.
-- Способ, показанный в фильме, тоже не исключен.
-- Но почему она выбрала именно его?
-- Вы верите, что ваше тело -- ваше тело? Моя героиня пытается выяснить, что это за вещь, которая постоянно с ней. Например, в сцене в ресторане она хочет понять, какая разница между ее рукой и столом.
-- Мы прекрасно знаем, какая разница между столом и рукой. Это не надо исследовать.
-- И какая разница между столом и рукой?
-- Живая и неживая материя.
-- И какая разница между вашей рукой и моей?
-- Генетическая.
-- Но как вы определяете, что вот это ваша рука, а вот это -- моя?
-- Моя рука чувствует боль.
-- Но вы помните, в начале фильма моя героиня сильно поранила ногу и не почувствовала боли. Поэтому ей интересно, как связаны ее тело и ее "я". Если бы она почувствовала боль, она бы не задала себе этот вопрос, как не задаете его вы.
-- И почему она не почувствовала боли?
-- Люди не чувствуют боли, когда думают о чем-то другом. Моя героиня очень рассеяна. Она живет мыслями.
-- Вы знаете, фильм тяжело смотреть. Все эти раны, кровь. Вам не тяжело было его смотреть?
-- Я свой фильм не видела.
-- Хорошо, вы не видели фильм целиком. Но вы просматривали отснятый материал.
-- Нет, мне не тяжело было его смотреть.
-- Возможно, потому, что вы знали: все раны -- только грим.
-- Возможно.
-- И что должны чувствовать люди, когда видят все эти жуткие раны, которые героиня сама себе наносит?
-- Все, что хотят. Я надеюсь, они почувствуют симпатию к моей героине и разделят ее тоску и тревогу.
-- На какого зрителя рассчитан ваш фильм?
-- Не могу дать определения.
-- Когда ваша героиня подносит к глазу нож, неизбежно вспоминается "Андалузский пес" Бунюэля.
-- Я не видела этот фильм.
-- Возможно, вы не видели фильм целиком, но этот кадр вы не могли не видеть.
-- Я не видела.
-- Я вам не верю... Во Франции ваш фильм посмотрело много зрителей?
-- Для авторского кино -- да.
-- Вашим друзьям фильм понравился?
-- Да.
-- И что они говорили?
-- Просто сказали, что понравилось, но не уточняли почему.
Беседовал Сергей ТОКАРЕВ