Время новостей
     N°234, 16 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.12.2003
Ненасытная соседка
Российские трубники считают, что Украина намеренно затягивает переговоры о квотах
Российские трубники бьют тревогу. Время неумолимо движется к новому году, а российское Минэкономразвития и министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины до сих пор не согласовали вопрос о размере квоты импорта украинских труб на 2004 год. Подписанию соглашения, регламентирующего поставки, препятствует целый ряд разногласий. В их числе объем импортных квот и равномерность квартальных поставок, по которым так и не удалось договориться за несколько переговорных раундов. Если российские и украинские чиновники не успеют подписать новое соглашение до новогодних праздников (срок действия старого истекает 31 декабря), то, по опасениям представителей российской трубной отрасли, уже с 1 января начнется бесконтрольный ввоз на территорию России украинской трубной продукции.

Процесс согласования трубных квот -- одна из болевых точек в отношениях бывших советских республик. Из года в год компромиссное решение, устраивающее обе стороны, дается нелегко и предваряется боем лоббистских артиллерий на самом высоком уровне.

Соглашение об установлении ограничительной квоты на экспорт украинских труб из черных металлов в Россию в размере 620 тыс. т в год, в т.ч. 485 тыс. т труб малого и среднего диаметра и 135 тыс. т труб большого диаметра (ТБД), было подписано по итогам переговоров глав правительств Украины и России 10 апреля 2001 года. Затем оно было пролонгировано на 2002 и 2003 годы. Однако ежегодно украинская сторона настаивала на увеличении первоначально установленной квоты. В 2003 году, выбрав квоту уже в августе, Украина все же добилась подписания в сентябре протокола, благодаря которому поставки до конца года только за счет ТБД выросли с 620 до 740 тыс. т. По расчетам, увеличение квоты на ТБД на 120 тыс. т (до 255 тыс. т) принесет России ущерб на сумму более 100 млн долларов.

Поэтому российская сторона настаивает на сохранении квоты в прежнем размере, т.е. на уровне 620 тыс. т в год. При этом предусматривается увеличение поставок труб 1420 мм со 135 до 320 тыс. т при одновременном сокращении объемов импорта обычных труб малого и среднего диаметра с 485 тыс. до 300 тыс. т соответственно.

«Таким образом мы идем навстречу украинской стороне, расширяя квоту поставок ТБД, -- поясняет президент российского Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Александр Дейнеко, -- однако для увеличения объемов общей квоты мы не видим никаких оснований. Российские трубники потратились на создание новых мощностей, которые должны быть загружены. Кроме того, инвесторы, исходя из экономической эффективности, должны вернуть капитальные вложения».

По словам г-на Дейнеко, принимавшего непосредственное участие в подготовке проекта соглашения, российская сторона предлагает подписать документ на трехлетний период. Это аргументировано тем, что трубным заводам нужно завершить инвестиционные программы, рассчитанные на период с 2003 по 2006 год. По данным ФРТП, за три года уже было освоено 300 млн долл., причем только на нынешний год пришлось порядка 145--150 млн долл. инвестиций. Еще более 300 млн долл. только предстоит вложить в дальнейшую модернизацию производственных мощностей.

«Если в 2000 году наши трубники удовлетворяли потребностям «Газпрома» и нефтегазовых компаний едва на 70%, то при помощи масштабных инвестиционных вливаний в производство удалось существенно расширить сортамент и объемы продукции», -- говорит г-н Дейнеко. В результате потребность в трубах теперь закрывается на 98%, и это при том, что мощности российских трубных заводов загружены в среднем только на 50--60%. Но это касается бурильных, обсадных, нефтегазопроводных, насосно-компрессорных труб. С трубами большого диаметра ситуация иная. Полностью удовлетворить заявленные «Газпромом» потребности (600--650 тыс. т) трубникам, по подсчетам ФРТП, удастся только в 2005 году. В этом году на Волжском трубном заводе (входит в ТМК) были пущены новые мощности по производству 220 тыс. т трубы 1420 мм с тройной изоляцией, превосходящей по качеству украинскую трубу. В следующем году запланирован ввод мощностей объемом 450 тыс. т на Выксунском метзаводе (входит в ОМК).

При этом следует отметить, что российские трубники не настаивают на сокращении квоты со стороны Украины. Хотя по предварительным прогнозам, в следующем году трубный рынок может не достигнуть даже объемов нынешнего года. Напомним, что после провала в 2002-м по итогам 2003 года рынок едва достигнет уровня 2001 года.

Однако расчеты украинских коллег значительно отличаются. По их мнению, российский рынок труб вырастит в следующем году чуть ли не на 27%. Исходя из этого украинцы настаивают на увеличении квоты по импорту обычных труб вместо предлагаемых Россией 300 тыс. т до 800 тыс., а поставки ТБД вместо соответственно 320 тыс. т вообще планируют вывести из соглашения, что предполагает их неограниченный, бесконтрольный ввоз.

Пока никто не берется прогнозировать, насколько изменится позиция Украины. До переговоров на правительственном уровне под эгидой ФРТП прошло несколько встреч на уровне руководителей украинских и российских трубных заводов. «Поначалу была довольно сильная конфронтация позиций, -- признает г-н Дейнеко. -- Украинские трубники решили, что с введением на территории России и Украины единого экономического пространства возникнет зона абсолютно свободной торговли и поставки будут осуществляться бесконтрольно».

Российские трубники подозревают, что украинцы искусственно затягивают переговоры, чтобы дождаться наступления нового года, и сетуют на медлительность МЭРТ. «За первые недели, пока наши чиновники успеют опомниться, украинцы могут ввезти более 100 тыс. т труб, а это двухмесячный объем производства крупного российского трубного завода», -- полагает источник в одной из трубных компаний. Это опасение подкрепляется и отсутствием дополнительного регулятора украинского импорта: введенные в 2001 году дополнительные защитные спецпошлины (40% от таможенной стоимости на ТБД и 20% на остальные трубы), которые должны вступать в силу, если Украина превысит размер годовой квоты на трубы или откажется пролонгировать ежегодное соглашение по квотам, были отменены российским правительством в качестве уступки украинской стороне еще в прошлом году. Так что пока переговоры регламентируются только доброй волей участников. Александр Дейнеко говорит, что если на этой неделе соглашение так и не будет подписано, «ФРТП внесет в правительство предложение и будет настаивать на возобновлении защитных импортных пошлин».

Майя АЛЕКСЕЕВА