|
|
N°65, 12 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грядет контрреформа
Всего несколько месяцев назад, выступая на Всероссийском съезде судей, президент сказал, что судебная реформа состоялась. Теперь акценты сместились, и глава государства в своем послании к Федеральному собранию обрушился на нас с критикой. Причем сделал он это впервые, на мой взгляд, несправедливо и необоснованно. Есть, конечно, среди судей коррупционеры, но зачем же весь корпус под одну гребенку.
К сожалению, президент перечислил проблемы, о которых мы и сами неоднократно говорили, но не дал анализа причин их возникновения. Как будто бы это мы, а не правительство и парламент виноваты в том, что СИЗО переполнены, судьи перегружены, а денег не хватает. Суть в том, что все это время государство не уделяло достаточно внимания судебной реформе. И еще более тяжелое впечатление складывается, когда воспринимаешь послание в контексте тех предложений, которые исходят от рабочей группы Дмитрия Козака, от которой представителей судейского корпуса просто оттерли. От нас скрывают информацию, и совершенно очевидно, что разработчиками концепции движет желание поставить судей под контроль, а у нас задача -- отстоять свою независимость.
Вот только средств у нас поменьше. Сейчас нас поставили в сложное положение, лишив возможности защищаться и даже права на диалог. Ведь мы не требуем, чтобы с нашей позицией соглашались на сто процентов, но дайте нам возможность ее высказать. Однако как только мы начинаем выступать с критикой по очередному готовящемуся проекту, нам тут же говорят: подождите, не волнуйтесь, это еще не окончательная редакция. А чем дальше, тем жестче становятся эти неокончательные редакции.
Вот передо мной один из немногих документов, который прислали в Верховный суд для дачи официального заключения. Касается он пересмотра статуса судей. Если по нему судить о намерениях разработчиков, то я могу сказать, что грядет не продолжение реформы, которая десять лет шла силами судей практически без поддержки государства, а контрреформа, которая приведет к ликвидации судебной власти. Настолько проект умаляет независимость судей.
Например, предлагается периодически проводить медицинское освидетельствование судей на предмет их профпригодности. Не нравится судья, его и спишут.
А вот еще один перл. Все говорят, что только судья должен давать санкцию на арест, с чем я, безусловно, согласен. И в то же время фактически ликвидируется неприкосновенность судей. Сегодня уголовное дело против судьи может возбудить только генеральный прокурор с согласия квалификационной коллегии. Предлагается же разрешить возбуждать уголовное дело любому прокурору, а квалификационные коллегии вообще исключить из этого процесса. К чему это приведет, очевидно. Вынес судья решение не в пользу прокурора, а тот в ответ дело возбудит.
Хотят начать привлекать судей и к дисциплинарной ответственности. Страшного в этом вроде ничего нет. С другой стороны, основанием для привлечения может стать нарушение внутреннего регламента. А за два взыскания по проекту квалификационная коллегия может уже отстранить судью. Получается, опоздал судья на работу два раза, а с него за это мантию снимают.
Верховный суд, разумеется, возражает против всех этих новелл. И свои возражения мы направили в администрацию президента. Но нам тут же ответили, что это всего очередной черновой проект. Но даже если это так, возникает вопрос: почему практически все предложения, которые исходят из администрации, так или иначе пытаются сделать судебную систему подконтрольной. Зато говорят, что судьи теперь в меньшей степени зависимы от региональных властей. Но какая же это самостоятельность, если хотят разрешить привлекать нас к административной ответственности. Это означает, что судья будет зависим от любого постового. А милиция -- подконтрольна местным властям.
Однажды Россия уже сменила судебную реформу на контрреформу. После либеральных преобразований 1864 года курс сменился, и спустя всего 20 лет в 1885 году была введена дисциплинарная ответственность для судей, ликвидирован принцип несменяемости, а министр юстиции получил право отстранять судей.
Курс нынешней администрации президента тоже очевиден. Фактически этим посланием нам уже объяснили, во что превратится третья власть. Ее просто не будет. Нет, суды сохранятся, но это уже не будет властью, это будут некие госучреждения, в которых чиновники будут сидеть и штамповать решения.
Юрий СИДОРЕНКО, председатель Совета судей России