|
|
N°233, 15 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плющенко напрыгал лишнего
Фигурное катание становится все более сложным для обычных болельщиков
Вчера в американском Колорадо-Спрингс завершился финал Гран-при по фигурному катанию. На счету представителей России четыре медали: золотая, две серебряные и бронзовая. Несмотря на тяжелейшую борьбу (Колорадо-Спрингс расположен в горах, и потому некоторым фигуристам после проката требовалась медицинская помощь, а точнее, кислородная маска), российский дуэт Татьяна Навка и Роман Костомаров честно заработал золотую медаль и бонус победителей в размере 50 тыс. долл. Две спортивные пары из России -- Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Мария Петрова и Алексей Тихонов -- получили, соответственно, «серебро» и «бронзу». Ну а главной сенсацией минувшего турнира стала серебряная медаль Евгения Плющенко, которого в итоге обошел канадец Эмануэль Сандю.
В мужском финале выступали пять фигуристов, но Плющенко как лидер серии имел самые реальные шансы завоевать золотую награду. Несмотря на проблемы со здоровьем, Плющенко был первым на всех этапах Гран-при, в которых участвовал. Канадец Эмануэль Сандю, напротив, выступал очень нестабильно. Неплохо начал сезон американец Майкл Вайс. На «Скейт Америка», который Плющенко пропустил, Вайс был первым. Но отсутствие в программах четверных прыжков лишало американца возможности в финале Гран-при претендовать на медаль высшей пробы.
После короткой программы разрыв между Плющенко и Сандю был минимальным. Причиной того стала ошибка россиянина, который упал, выполняя прыжок в четыре оборота. На пресс-конференции Женя даже шутил, что не падают и не ошибаются только дураки, и сегодня он присоединился к этой группе. По окончании турнира россиянину было уже не до шуток. Попеняв на себя накануне, Плющенко не повторил промахов предыдущего дня. Он чисто откатал произвольную программу и даже постарался усилить ее, включив дополнительные прыжки, которые исполнил великолепно. Правда, и Сандю, выступавший перед Плющенко, превзошел самого себя. Сложная музыка, оригинальные элементы и вращения, безошибочные прыжки, а главное, эмоциональная подача не оставили судей равнодушными. По сумме двух программ Сандю получил 228,29 балла, Плющенко -- 225,19.
Когда последние цифры высветились на табло, россиянин и его тренер испытали настоящий шок. И было от чего. Как выяснилось позднее, судьи снизили Плющенко оценки за дополнительные элементы -- напрыгал лишнего. По словам Александра Лакерника, представляющего отечественный судейский корпус в ИСУ, Плющенко просто запутался в арифметике. Два сложнейших прыжка, выполненных им, согласно новой судейской системе не были оценены вообще, и компьютер вместо девяти баллов показал ноль. В итоге за произвольную программу россиянин получил меньше, чем канадец.
Вероятно, отчасти объяснение случившемуся кроется в том, что финал Гран-при стал последним турниром сезона, на котором в качестве эксперимента апробировалась новая система судейства. Сейчас проблематично утверждать, обнародует ли ИСУ правдивый отчет о проделанной работе. После судейского скандала в Солт-Лейк-Сити Международный союз конькобежцев старается не выносить сор из избы, засекречивая фамилии арбитров и выставленные ими оценки. Пока же мнения и высказывания самих спортсменов по поводу новой системы судейства очень противоречивые. С одной стороны, по новым правилам оценивается каждый отдельно взятый элемент, что позволяет говорить об объективности при подведении итогов. С другой -- новая система оценок абсолютно непонятна самим фигуристам, а главное, зрителям. И не получится ли, что пришедшие на стадион болельщики превратятся в обычных ценителей прекрасного. Тогда ледовое шоу для них мало чем будет отличаться от чемпионатов, ведь следить за соревнованиями, не понимая, что к чему, будет неинтересно.
Понятно, что новая система требует доработки. По окончании шести этапов Гран-при возникло много вопросов. Например, неясно, почему спортсмен, проваливший короткую программу и откатав с ошибками и падениями произвольную, тем не менее становится первым, как это было с украинкой Еленой Ляшенко. Нелогичной выглядит и ситуация с Плющенко в финале Гран-при. Получается, что, не выполнив четверной прыжок, фигурист может быть первым, а прыгнув дополнительные и подтвердив еще раз свой класс, проиграть. Скорее всего Евгений стал не только жертвой арифметики, но и судейской необъективности. Лидер Гран-при выиграл короткую программу, чисто откатал произвольную и в итоге проиграл -- такое может быть только по новым правилам судейства! Хотя канадец Сандю наверняка думает наоборот.
Ольга ЕРМОЛИНА