|
|
N°232, 11 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва и Тбилиси должны обозначить «красную линию»
И.о. президента Грузии Нино БУРДЖАНАДЗЕ рассказала газете "Время новостей" о своем понимании перспектив российско-грузинских отношений.
-- За последнее время в Тбилиси несколько раз обстреливали квартиры известных политиков. Постоянно поступают сообщения о заложенных бомбах. Это началось после того, как вы пришли к власти?
-- Конечно. Это делается специально, чтобы посеять панику среди населения. Недавно позвонили в 53-ю школу, в которой учится мой младший сын, и предупредили директора, что в школе заложена бомба. Никакой бомбы, слава богу, не было. Подобные вещи делаются для того, чтобы показать, что эта власть временная, что она не может управлять. Мы не настолько сильны, естественно, как хотелось бы, но у нас есть возможность не допустить дестабилизации. Будут приложены усилия для пресечения впредь таких попыток.
-- Недавно вы заявили, что Грузия готова забыть о сложностях во взаимоотношениях с Россией и начать сотрудничество с чистого листа, с нуля. Что вы имели в виду?
-- Я не говорила «забыть». Забывать не стоит ничего, ни плохого, ни хорошего, хотя бы для того, чтобы не допускать вновь тех же самых ошибок. Я просто говорила, что сейчас в Грузии появилось новое поколение политиков, и есть реальная возможность постараться найти новое решение проблем. Нормальные добрососедские отношения в интересах и Грузии, и России. Российские и грузинские политики должны обозначить ту красную линию, через которую ни одни, ни другие не должны переступать. Образно говоря, у Грузии есть красная линия, планка наших интересов -- это территориальная целостность, суверенитет, демократическое развитие. Это наша политическая ориентация на интеграцию в западные структуры, которая, к слову, не противоречит безопасности России и не означает плохих отношений с Россией. У России наверняка есть своя планка, о которой мы должны знать. Мы должны с пониманием относиться к интересам друг друга, а не исходить из того, что кому-то что-то можно, а кому-то чего-то нельзя.
-- Шеварднадзе не удалось решить проблему самопровозглашенных республик. Есть ли у вас план урегулирования отношений с Абхазией и Южной Осетией?
-- У нас есть определенные предложения. Самое важное -- это попытаться построить основу для взаимного доверия и сделать шаги навстречу друг другу. Если Россия постарается сыграть здесь позитивную роль, мы сдвинем эту проблему с мертвой точки. Россия -- посредник в этом конфликте, и она настолько сейчас в это вовлечена, что, безусловно, ее роль будет серьезной.
-- Аджарский лидер Аслан Абашидзе заявил, что Аджария бойкотирует выборы, если новые грузинские власти не перенесут их с января на лето.
-- Мы попытаемся переубедить его. Мне кажется, что парламент не настолько эффективен, чтобы сохранять его еще на шесть месяцев, а нам предстоит сделать очень многое. Я надеюсь, что господин Абашидзе отнесется к этому с пониманием.
-- А как относится официальный Тбилиси к тому, что руководители самопровозглашенных республик вместе с аджарским лидером зачастили в Москву?
-- Скажу без всяких дипломатических уловок или хитростей: это раздражает! Раздражает! Потому что, когда лидеры абхазско-осетинских сепаратистских режимов и лидер Аджарской автономной республики поехали в Москву для консультаций, Москва даже не соизволила нам об этом сообщить. Конечно, это неприятно. Это не улучшает российско-грузинские отношения. Как бы поступила Москва, если бы мы пригласили к себе для консультаций представителей чеченского руководства и некоторых других российских автономий? Что поделать, такая политика. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Эти двойные стандарты и мешают развитию нормальных отношений с Грузией.
-- Эдуард Шеварднадзе уже несколько раз называл вас, Михаила Саакашвили и Зураба Жванию «молодыми ребятами» и высказывал готовность помогать вам. Вы хотите консультироваться у него?
-- Если у господина президента будут конкретные предложения, способствующие улучшению ситуации в стране или решению какой-либо проблемы, естественно, мы примем его предложения. Мы будем слушать всех, тем более такого опытного политика, как президент Шеварднадзе. Мне очень жаль, что он так закончил свою политическую карьеру в Грузии.
Беседовал Николай МАМУЛАШВИЛИ, политический обозреватель «Радио России», -- для газеты «Время новостей», Тбилиси--Москва