|
|
N°64, 11 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Западную Курну получат только русские"
В министерстве нефти Ирака ждут от Москвы решительных действий
Санкции против Ирака потеряли смысл, а России пора активно сотрудничать с Багдадом -- к такому выводу пришли участники международной конференции «10 лет санкций -- дорога в никуда», которая прошла в Москве при информационной поддержке газеты «Время новостей». Об имеющихся здесь возможностях спецкору газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал замминистра нефти Ирака, председатель общества дружбы «Ирак--Россия» Фаиз ШАХИН.
-- В Америке сейчас много говорят о новых «умных санкциях» против Ирака...
-- США тем самым признают, что десять лет против Ирака действовали глупые санкции. Мы что -- испытательный полигон? А санкции -- то умные, то глупые? Мы отвергнем любые предложения, противоречащие нашим интересам и международному законодательству.
-- Но кое-кто опасается обвала мировых цен на нефть, если Ирак выйдет на рынок в полном объеме.
-- Эти опасения безосновательны -- члены ОПЕК координируют свою политику.
-- Тогда какой может быть в этом случае нефтяная квота Ирака в ОПЕК?
-- Ирак не просто член ОПЕК, он ее основатель! Мы участвуем в политике ОПЕК, но из-за санкций наша квота в ОПЕК как бы «подвешена». В 1990 году наша квота превышала сегодняшние объемы нашего экспорта. Но загадывать не будем, ведь квота всегда зависит от производственных мощностей страны. По запасам нефти и возможностям ее экспорта Ирак занимает второе место в мире.
-- Но Ирак экспортирует даже меньше, чем позволяет программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие»!
-- Дело в том, что из-за санкций цена на нашу нефть определяется ООН. А она часто завышает цену, и покупатели отказываются от нашей нефти. Сейчас наш экспорт стабилизировался на уровне 2 млн баррелей в день, хотя в принципе мы можем экспортировать до 2,5 миллионов.
-- Как решается проблема с российской компанией ЛУКОЙЛ, которая из-за санкций не разрабатывает крупнейшее месторождение «Западная Курна-2»?
-- По контракту, заключенному с ЛУКОЙЛОМ в 1997 году по разработке второй очереди месторождения, работы должны были начаться при санкциях. ЛУКОЙЛ не сделал этого, то есть нарушил контракт. Однако Ирак принял политическое решение: «Курну-2» все равно будут разрабатывать россияне, для которых там есть 5 тысяч рабочих мест. Мы не отдадим ее ни французам, ни китайцам, ни кому-то еще. Мы строим ровные отношения со всеми партнерами, но отдаем приоритет России.
-- А разве возможна серьезная работа в условиях санкций?
-- Конечно! В уставе ООН есть статья 50, которая позволяет странам, несущим ущерб от санкций против другого государства, сотрудничать с ним. Ваш МИД уже сообщил ООН, что из-за этих санкций Россия потеряла 30 млрд долларов. Сейчас объем российско-иракских контрактов, замороженных ООН, -- миллиард долларов. Мы не призываем великую Россию к противостоянию с США из-за Ирака. Но Россия вправе сотрудничать с нами. Иначе гарантий на будущее нет. Ведь американцы, чьи экономические интересы в Ираке не удовлетворены, будут делать все для сохранения санкций. Будут ли россияне ждать милости США, которой не дождутся? Или возьмут инициативу в свои руки? Иордания, Турция, Сирия, Индия -- многие сотрудничают с нами. Предприняли смелые шаги и некоторые российские компании. Скоро будут новые крупные проекты. В конце месяца в Москву приедет наш министр нефти Амир ар-Рашид.
|