|
|
N°232, 11 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курт Уэлдон: "У россиян есть основания для подозрений в отношении Америки"
Конгрессмен-республиканец из Пенсильвании 56-летний Курт УЭЛДОН -- давний и активный сторонник развития и углубления связей между США и Россией. Корреспондент «ВН» в Вашингтоне пришел к нему, чтобы узнать мнение законодателя по поводу инициативы некоторых его коллег об исключении России из "большой восьмерки" наиболее развитых стран мира. Поскольку встреча происходила на следующий день после выборов в российскую Думу, разговор начался именно с них.
-- Результаты выборов не стали для меня сюрпризом, включая внушительную победу партии "Единая Россия". Но кое-что меня все-таки удивило. Прежде всего это удвоение числа голосов, полученных партией Жириновского, и серьезное ослабление коммунистов. И я, конечно, неприятно поражен слабыми результатами прозападных партий, особенно "Яблока", где у меня есть друзья: Григорий Явлинский, Владимир Лукин и другие. Наверное, для России имело большое значение, что президент Путин не скрывал, что поддерживает "Единую Россию", и говорил о ней хорошие слова. И арест Михаила Ходорковского, видимо, тоже сыграл свою роль.
-- А вы сами как относитесь к "делу Ходорковского"?
-- Вы имеете в виду, есть ли в этом аресте элемент политики? Безусловно. Он поддерживал оппонентов нынешнего президента. Но я не думаю, что это правильное политическое решение, хотя подобные вещи могут случиться где угодно, в том числе и у нас в Америке. Мне известны не все факты. Но если г-н Ходорковский, сделавший свои миллиарды за считанные годы, действительно недоплачивал налоги, он должен нести ответственность. Я пока не вправе судить, виновен он или невиновен. Но я понимаю возмущение рядовых граждан тем, что богатые люди не выполняют своих налоговых обязательств перед государством.
-- Группа ваших коллег относится к этому делу более радикально -- они подготовили проект резолюции об исключении России из "большой восьмерки". Ваше отношение к нему?
-- Я не согласен с этим законопроектом, и мне кажется, что у него нет шансов на успех. Мы должны продолжать работу с Россией. У нас могут быть различия во взглядах, но не следует доходить до крайностей, например, до исключения России из "восьмерки". Это было бы очень большой ошибкой. В целом Россия пока на правильном пути. Да, не все там совершенно. Но не все совершенно и в Америке. Убежден, что мы должны не ограничивать, а всячески поощрять участие России во всех международных экономических форумах.
-- Москва постоянно поднимает вопрос об отмене давно изжившей себя поправки Джексона--Вэника, запрещающей поддержание нормальных торговых отношений США со странами, ограничивающими свободу эмиграции. Помнится, этим летом вы были полны оптимизма и уверенности, что это произойдет уже осенью. И вот за окном зима, в Вашингтоне уже снег выпал...
-- Я и сейчас считаю, что нам следует немедленно отменить поправку Джексона--Вэника. Я действительно питал большие надежды в июле--августе. Но наш Белый Дом продемонстрировал нерешительность, от него исходят противоречивые сигналы. Такая двусмысленность влияет и на лидеров конгресса. Я к ним обращаюсь, а мне отвечают: Белый Дом считает, что сейчас неподходящее время. Я написал письмо президенту Джорджу Бушу. Я прошу его публично высказаться за отмену поправки Джексона--Вэника. Я не хочу, чтобы ответственность лежала на конгрессе. Я убежден, что голосов для отмены поправки у нас достаточно.
-- Может быть, какие-то шаги надо предпринять и России?
-- Весьма вероятно. Я в январе снова приеду в Москву и постараюсь добиться встречи с президентом Путиным, чтобы призвать его выступить с прямым обращением к конгрессу. Потому что только здесь, на Капитолийском холме, проблема с поправкой Джексона--Вэника может быть разрешена раз и навсегда. Я отправил вашему президенту письмо со своими доводами через российского посла в США. Но думаю, что встреча лицом к лицу была бы очень полезна.
-- Вы координируете работу по сотрудничеству парламентов двух стран. Готовы ли вы продолжить ее с новой Думой?
-- У меня нет сомнений, что наши отношения и наше взаимодействие с новым составом Думы продолжатся. Лично я намерен работать со всеми фракциями без исключения. Это выбор России и самих россиян.
Позвольте мне сказать то, что нечасто можно услышать от американца. Я больше трех десятков раз бывал в России за последние годы. У меня есть опыт понимания России и ее граждан, и иногда я солидарен с ними в их обидах и непонимании нашей политики. Мой вывод: Америке надо больше работать, чтобы достичь настоящего доверия и взаимоуважения между нашими странами.
Как это ни печально, но и мы прямо причастны к тому, что Россия переживает не лучший период своей истории. Вспомним, что в правление Ельцина в России было много американских советников типа Джеффри Сакса, они помогали создавать олигархов. Мы знали, что значительные суммы из займов МВФ и Всемирного банка в России расхищались и разворовывались, но молчали по труднообъяснимым политическим соображениям. Мы не смогли внятно и убедительно дать понять России, что расширение НАТО не несет никакой угрозы российским интересам, и почему-то не захотели недвусмысленно объявить, что и самой России путь в эту организацию не закрыт. Мы не смогли построить сотрудничества с Россией в Косово и крайне поверхностно разъяснили наши цели и мотивы в связи с выходом из Договора по ПРО. Так что я понимаю россиян: у них есть основания для подозрений в отношении Америки. Лучшее средство для рассеивания этих подозрений -- отмена поправки Джексона--Вэника.
-- По словам экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, за его свержением стояли американцы. Это мнение разделяет часть российской политической элиты. Что думаете об этом вы?
-- Я был в Грузии четыре раза, последний раз -- минувшим летом, я встречался с г-ном Шеварднадзе. Не думаю, что Америка заслужила его обвинения. Виноваты прежде всего он сам и уровень коррумпированности, который вырос за годы его правления. Я испытываю большое личное доверие к Нино Бурджанадзе, которая исполняет сейчас обязанности президента Грузии. Это талантливая женщина. Она поразила меня, когда приезжала в Вашингтон. И знаете, она была здесь, в этом самом кабинете, месяца два назад, и я предсказал ей, что когда-нибудь она станет президентом...
-- И вы еще говорите, что американцы не причастны к смещению Шеварднадзе!
-- Не могу поддержать вашу шутку. Я предсказал президентство просто потому, что был искренне восхищен умом и характером этой блестящей грузинской леди. Я верю, что Грузия найдет свой правильный путь. Я не предвижу никаких осложнений с Москвой по поводу Грузии. Эта страна нуждается в хороших отношениях со всеми своими соседями по региону и с Россией в особенности. И мы не против того, чтобы иметь хорошие отношения с Тбилиси. Нам приятно желание Грузии сотрудничать и развивать связи с Западом.
Беседовал Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон