Время новостей
     N°64, 11 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2001
Черные тюльпаны
В Голландии узаконили эвтаназию
Голландские сенаторы утвердили самое сенсационное решение за многовековую историю существования парламента этой страны: депутаты проголосовали за легализацию эвтаназии -- права смертельно больных на досрочный уход из жизни. Хотя эвтаназию практиковали в последние годы во многих странах мира, Голландия стала первым государством, где такая мера введена официально -- закон вступит в силу после того, как его завизирует королева.

Согласно соцопросам, около 85% населения страны поддерживает введение эвтаназии, а в минувшем ноябре нижняя палата парламента 104 голосами против 40 одобрила законопроект. В сенате закон набрал 46 голосов из 78. Примерно через две недели королева Беатрикс подпишет документ и он вступит в законную силу.

Один из сторонников закона, лидер Трудовой партии Ад Мелкерт, называет эвтаназию "свободой выбора в самый эмоциональный момент жизни человека". «Мы 25 лет сражаемся за эвтаназию и рады, что наконец победили, -- заявил в интервью газете «Время новостей» руководитель голландской ассоциации сторонников эвтаназии Йонкур Роб, главный лоббист инициативы. -- Ведь в сущности эвтаназия -- это право человека решать самому вопрос своей жизни и смерти. Это одно из основных человеческих прав».

Закон предусматривает четыре условия, необходимых для применения эвтаназии. Пациент должен испытывать "невыносимые и непрекращающиеся страдания" (кстати, обсуждение последнего понятия стало предметом ожесточенных депутатских споров: решено, что речь здесь может идти о больных раком или СПИДом при осложнении другими смертельными болезнями). Пациент должен несколько раз просить о прекращении свой жизни, "в том числе в письменном виде". Документы об эвтаназии подписывают как минимум два врача. Прерывание жизни больного должно осуществляться "медицински приемлемым способом" (обычно используются яд, смертельная доза обезболивающего опиата и прекращение применения поддерживающего жизнь лекарства или аппаратуры). Эвтаназия детей до 16 лет требует разрешения родителей. Закон даже разрешает больным составить письменную просьбу об эвтаназии заранее, на тот случай, если с развитием заболевания они лишатся возможности самостоятельно принять решение о добровольном уходе из жизни.

"Трудно отказывать тем, кто обречен на медленную и мучительную смерть, когда они хотят прекратить свои страдания, -- считает местная газета Standart. -- Похоже, остается только следить за тем, чтобы никто не злоупотреблял законом, позволяющим совершать убийства".

Между тем вероятность таких злоупотреблений остается. Известен случай, когда отправленный в "лучший мир" пациент, как выяснилось, даже ничем особенным не болел. Впрочем, сторонники эвтаназии, а также близкого к ней по смыслу "самоубийства при медицинском содействии", настроены оптимистично. Ведь уже сейчас, по неофициальным данным, к эвтаназии прибегает до 4 тысяч голландцев в год.

Против нового закона выступили католики, считающие, что "жизнь и смерть должны находиться в руках Господа", и организовавшие десятки тысяч писем протеста в парламент. Лидер Христианского союза Эгберт Шуурман и руководитель группы "Призыв к жизни" Алекс ван Вурен назвали парламентское решение "постыдной исторической ошибкой" и попыткой "предумышленных убийств пациентов". С резкой критикой эвтаназии постоянно выступают Ватикан и лично понтифик, осуждающие "лицемерный выбор Голландией права на достойную смерть".

Принятие сенсационного закона может подтолкнуть другие страны узаконить эвтаназию. В США, например, к этому давно призывает Джек Кеворкян по прозвищу Доктор Смерть, который еще в 1956 году теоретически обосновал целесообразность эвтаназии, а с конца 80-х годов с помощью собственноручно сконструированного аппарата поспособствовал отправке на тот свет около 120 человек. Многочисленные попытки упрятать Доктора Смерть за решетку были отвергнуты присяжными. «Легкая смерть» разрешена в американском штате Орегон и в течение нескольких лет практиковалась на северной территории Австралии. Весьма распространена эвтаназия в Бельгии (где, как полагают, таким образом происходит до 10% смертей) и в Германии, где давно действует общество "За гуманную смерть" и 65% респондентов ориентируются на голландскую практику. Пока же Нидерланды держат марку страны №1 по числу свобод на душу населения -- легализация проституции, "мягких" наркотиков, однополых браков, а теперь и эвтаназии.

Анатолий ЗИЛЬБЕР, доктор медицинских наук, главный анестезиолог и реаниматор Минздрава Карелии, автор книги "Этика и закон в медицине критических состояний":

Я за то, чтобы в будущем эвтаназия как метод вошла в арсенал медицины. Потому что человек должен, если он сам выразил это желание, получать облегчение в смерти. Но законодательно этого делать нельзя. Это должно происходить в порядке исключения, в каждом отдельном, индивидуально согласованном случае.

В Нидерландах с 1994 года чуть ли не четверть неизлечимых больных уходит из жизни при помощи эвтаназии. И уже понятно, что нарушения закона там происходят. Казалось бы, нарушения очень простые. Скажем, в их законодательстве -- а парламентские акты имеют силу закона -- оговорено, что если человек выбрал такой путь ухода, необходимо отметить это в свидетельстве о смерти: что он умер именно от эвтаназии. А врачи пишут: умер от рака легкого, умер от рака желудка, от нарушения мозгового кровообращения. Тем самым закон нарушается. Но закон или есть, или его нет. Середины не бывает.

А пока, повторяю, эвтаназия не должна вводиться ни в одной стране мира, в том числе и в Нидерландах.

Почему? Я считаю, что для эвтаназии не созрели ни медицина, ни общество. Такое трудное -- не только в медицинском плане, но и в социальном, и философском смысле -- такое дело, как эвтаназия, не может войти в практику при отсутствии профессионалов, которые годятся для выполнения такого опасного предприятия.

Валерий ЧИССОВ, директор НИИ онкологии имени Петра Герцена, академик РАМН:

Когда начали говорить о пересадке органов, никто не мог предполагать, что людей -- в буквальном смысле -- будут хватать на улицах, чтобы потом разобрать на запчасти. А теперь это почти реальность. Так может получиться и с эвтаназией. Да, если будут приняты хорошие, правильные законы, соблюдены юридические и этические нормы, то -- если пациент просит об эвтаназии -- почему бы не сделать? Но как бы не возникло желания избавиться от того или иного пациента, хотя, может быть, его еще можно было спасти. Законом, конечно, многие моменты прописываются, по крайней мере должны прописываться достаточно точно. Я не могу отнести себя к решительным противникам закона об эвтаназии. Но если бы все законы пунктуально соблюдались...

Наша наука склоняется к другому пути. На последнем съезде онкологов говорилось о паллиативной помощи безнадежным больным. Что это значит? Когда ясно, что не помогут уже никакие процедуры, многие из которых сами по себе мучительны, не лучше ли отказаться от них и помочь человеку достойно уйти -- без боли и мучений? Снять эту боль. Не только обезболивание имеется в виду, но и оказание больному другой помощи, чисто симптоматической, психологической. Это противоположность эвтаназии. Это создание для человека комфортных условий, чтобы он уходил с этого света без мук.

Алексей СЛОБОДИН, Евгений АНТОНОВ