Время новостей
     N°231, 10 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2003
Работа на дому
Европейские олигархи рассказали о себе, ЕС и битве доллара с евро
Ставший уже традиционным опрос первых лиц крупнейших компаний Европы продемонстрировал рост «котировок» России в их глазах и оптимизма в целом. А также то, что более четверти главных бизнесменов Старого Света не видят выгод от продолжающегося расширения Евросоюза.

Анкетирование руководителей компаний, средней годовой оборот которых составляет 1,45 млрд евро, проводится группой TNS уже в 13-й раз по заказу крупнейшего американского экспресс-перевозчика UPS, который, по словам его представителя, учитывает эти результаты при планировании собственного бизнеса. Всего в опросе участвовали 1453 респондента из следующих стран Европейского Союза -- Бельгии (101), Германии (250), Испании (251), Франции (250), Италии (250), Нидерландов (100) и Великобритании (251).

Основной вывод, который делают авторы опроса, таков. Мнение о том, что Россию не хотят видеть в Евросоюзе, а наш главный европейский друг и партнер -- Германия, не более чем предрассудки. И хотя более половины опрошенных не рассчитывает в ближайшие годы на прием в ЕС новых членов, 12% считает возможным присоединение к ЕС именно России, которая по этому показателю совершенно неожиданно опередила, казалось бы, куда более вероятных кандидатов -- Турцию (11%), а также Румынию, Швейцарию и Болгарию (по 6%). Самую большую поддержку России оказали Италия и Испания (22% и 23% соответственно), чуть меньше в нашу страну верят Бельгия, Франция и Великобритания. А вот Нидерланды и Германия не выразили большого желания видеть Россию среди стран -- членов европейского сообщества.

Из государств, которые уже фактически присоединились к Евросоюзу, наиболее выгодным партнером бизнесмены назвали Польшу (44%). Следующая за ней Чехия безнадежно отстала (9%). Из остальных восьми стран «5-процентный барьер» преодолела только Венгрия. Более четверти опрошенных не ждут выгод ни от одного из названных ими же кандидатов в члены ЕС. А меньше всего расширению Союза рады в бизнес-элите Италии.

Среди представителей крупного европейского бизнеса значительно увеличилось число оптимистов. Больше половины (59%) «евроолигархов» считает, что их дела будут идти лучше, и только 7% -- что их экономические позиции ухудшатся. Правда, 32% думает, что все останется без изменений. Наибольший процент оптимистов приходится на Великобританию, Германию и Испанию. Самые грустные взгляды на будущее у бизнесменов Франции, хотя доля оптимистов там выросла на 13% по сравнению с прошлым годом. Самой перспективной страной ЕС на ближайшие три года, по мнению анкетированных, является Испания (ее назвали 53%), которая удерживает это звание с 1998 года. А главной точкой роста 33% евробизнесменов считает сектор информационных технологий.

Мнения по поводу исхода противостояния доллара и евро, как всегда, разделились. Как и в 2000--2001 годах, практически половина европейских бизнес-лидеров считает, что евро никогда не заменит доллар на международной финансовой арене. В Великобритании, которая до сих пор не вошла в еврозону, большинство голосует за валюту ЕС, в то время как Германия, Италия и Нидерланды -- на стороне доллара. Подавляющая часть бизнесменов Великобритании согласна с коллегами из Франции и Испании, считающими, что евро все-таки вытеснит доллар с позиций лидирующей в мире валюты в не столь отдаленном будущем.

Кроме сугубо профессиональных и политических вопросов в этот раз компания UPS предложила включить в анкету темы личного характера. Среди основных принципов внутренней корпоративной политики все респонденты отметили запрет на курение, кроме специально отведенных зон (больше всего этому вопросу уделяют внимание в Бельгии, Франции, Нидерландах и Великобритании), а также гибкий график работы (его на первое место поставили бизнесмены Германии и Испании, на второе -- предприниматели всех остальных стран). Следует заметить, что во многих российских корпорациях свободно курить тоже нельзя. Но связано это, как правило, либо с жесткими требованиями противопожарной безопасности, либо с личными привычками руководства.

Подавляющее большинство опрошенных считает, что в следующие пять лет превалирующим принципом корпоративной политики станет работа на дому, а главным преимуществом при выборе места работы -- гарантированная корпоративная пенсия (пять из семи стран поставили это условие на первое место). На вопрос, изменились ли ваши личные приоритеты в отношении работы и личной жизни, почти половина респондентов (45%) сказали, что стали больше времени уделять работе из-за высокой личной ответственности и возросшей нагрузки, -- этот ответ лидирует во всех странах, кроме Нидерландов, где 38% отметили, что их приоритеты за годы работы не изменились.

Любопытно, что самым негативным аспектом в своей работе большинство опрошенных назвали продолжительные бизнес-встречи и ненормированный рабочий день (40% и 39% соответственно).

Наиболее частым ответом на вопрос: «Кем вы мечтали стать, когда вам было восемь лет?» -- был ответ: «Не помню». Из тех же, кто вспомнил, большинство мечтало стать спортсменами (на первом месте во всех странах, кроме Нидерландов), также популярны оказались профессии врача и авиапилота. А вот в Германии на втором месте неожиданно оказалась профессия машиниста поезда или водителя грузовика. Мечта стать крупным бизнесменом сбылась прежде всего у детей Франции.

Алексей ГРИВАЧ