|
|
N°230, 09 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия» будет прирастать «Пулково»
Объединение государственных авиакомпаний зависит от президента
Программа слияния петербургского авиапредприятия «Пулково» и Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия", одобренная российским правительством, представлена на рассмотрение Владимира Путина. Об этом вчера сообщил Интерфаксу неназванный сотрудник пресс-службы ГТК "Россия". Источник уточнил, что вопрос о названии и юридическом статусе объединенной компании пока остается открытым.
Сейчас «Пулково» и «Россия» имеют одинаковый юридический статус -- ФГУП. Их генеральные директора, кстати, имеют одинаковое «питерское» происхождение. Глава «России» Николай Шипиль до назначения на нынешний пост в 2000 году работал в «Пулково» региональным представителем по странам Скандинавии.
Поэтому неудивительно, что идея слияния двух компаний появилась вскоре после перевода г-на Шипиля в Москву. Летом этого года генеральный директор «Пулково» Борис Демченко уверенно называл срок выхода правительственного постановления по этому поводу -- октябрь. В результате «Пулково», которое в прошлом году впервые за много лет опустилось со второй на третью строчку рейтинга российских авиакомпаний, смогло бы восстановить свои позиции.
Но прогноз г-на Демченко пока не сбылся. Помешали споры о том, кто будет главным в объединенной компании. Два воздушных ФГУП входят сейчас в сферы влияния разных ответвлений государственной власти: «Пулково» подчиняется Министерству транспорта, т. е. правительству, а ГТК, занимающаяся перевозками высших должностных лиц, -- епархия Управления делами президента. Гендиректор ГТК назначается президентским указом. Понятно, что и при определении судьбы самой «России» без санкции главы государства не обойтись. Кстати, до сих пор совместные проекты «Пулково» и ГТК, не осененные президентским указом, оказались бессодержательными, хотя и вызывали широкий резонанс в профессиональных кругах.
В марте 2001 года гг. Шипиль и Демченко договорились о совместной коммерческой и производственной деятельности. Вскоре ожидалось оформление альянса. Основной его целью должно было стать приобретение новых самолетов Ту-214 на условиях лизинга. В этой связи предполагалось вступление в будущий альянс Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова, выпускающего Ту-214, и Международного банка Санкт-Петербург. Намечалось создание совместной лизинговой компании, но этого не случилось. ГТК самостоятельно приобрела два Ту-214. В парке «Пулково» этих лайнеров по-прежнему нет.
В прошлом году премьер Михаил Касьянов дал распоряжение руководству обеих компаний разработать план их объединения. В августе этого года генеральный директор "Пулково" Борис Демченко заявил, что предложения его компании уже рассматриваются профильными ведомствами. Оргмероприятия по объединению, считал тогда г-н Демченко, могли занять еще год. Однако уже в сентябре он высказал публичное несогласие с альтернативным планом, представленным «Россией», и объединительный процесс застопорился. Суть разногласий сводилась к тому, кого куда вольют: «Россию» в «Пулково» или наоборот. И, соответственно, менеджмент какой компании останется у руля объединения. Этот ключевой вопрос и передан сейчас на рассмотрение президента России. В «России» и в «Пулково» дополнительных комментариев газете «Время новостей» получить вчера не удалось.
Михаил КУКУШКИН