|
|
N°229, 08 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Это наша "Родина", сынок
В центре Думы будет тесно
Похоже, что четвертая российская Государственная дума будет одновременно похожа на первую и третью. То есть она будет, с одной стороны, очень крикливой, а, с другой, полностью лояльной власти.
При этом вряд ли стоит преувеличавать успех самой партии власти, победившей с большим отрывом. "Единая Россия" выполнила свою задачу, собрав голоса более чем трети россиян. Однако следует вспомнить, что четыре года назад братья-близнецы "Единство" и "Отечество-Вся Россия" набрали почти 38% голосов. Так что собственно центристская часть Госдумы на будущие четыре года будет представлена в том же объеме, что и раньше.
Антиолигархическая кампания, развернувшаяся в последние месяцы, принесла голоса не столько даже главному охотнику за "оборотнями" Борису Грызлову, а маргинально-националистическим силам, представленным Владимиром Жириновским и рукотворным блоком "Родина" Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина. Вкупе за них проголосовал, по предварительным данным, примерно каждый пятый россиянин. Хотя предполагается, что и та, и другая партия легко приручаемы и будут вести себя достаточно дисциплинированно, остается лишь надеяться на то, что цена победы над КПРФ (а обе эти партии основательно растащили именно коммунистический электорат) окажется не слишком высокой и пока еще маргинальный "национал-социализм" не превратится в реальный.
Пока же стоит признать, что антикоммунистическая пропаганда принесла блестящий для ее устроителей результат. Коммунисты, имевшие в прошлой думе почти четверть голосов, потеряли более половины своего состава. Теперь некогда могучей фракции КПРФ уготована роль заднескамеечеников, к которой уже давно привыкли правые. И, несмотря на то, что вчера вечером г-н Глазьев любезно согласился сотрудничать с коммунистами в новой Думе, особой роли в деятельности парламента КПРФ играть не будет.
Двенадцатилетнюю историю борьбы с коммунистическим прошлым можно считать законченной. Результат в общем-то закономерный - попытка усидеть на двух стульях сразу не удавалась и более продвинутым политикам, чем Геннадий Зюганов. Его классический электорат требовал движения в сторону национал-патриотизма, а встроенность в существующую систему власти предполагала все более активный переход к социал-демократическим лозунгам. В результате на обвинения в связях с Ходорковским, Березовским и прочими "врагами народа" КПРФ не нашлось что ответить. И часть ее электората предпочла голосовать за "Родину", убеждавшую своих избирателей, что умеет "пожаривать" олигархов.
Зато правым, вопреки ожиданиям, антиолигархическая кампания дивидендов не принесла. Лидеры СПС очень рассчитывали на то, что напуганные новыми веяниями сторонники либерального курса придут на выборы и поддержат "партию крупного капитала". Этого не произошло. Похоже, появление Анатолия Чубайса в первой тройке произвело на традиционный электорат правых куда более сильное впечатление, чем возможное торжество национал-социализма в России. Нелюбовь к главному приватизатору России оказалась сильней привязанности к либеральным идеям. Причем, похоже, те, кого совместными усилиями силовиков и СПС все-таки удалось напугать, предпочли проголосовать за Григория Явлинского. Четыре года назад "яблоки", как нынче СПС, всю послевыборную ночь балансировавшие на грани 5%, только к утру вздохнули с облегчением. Теперь же праздновать здесь начали сразу же после того, как стали известны итоги голосования по Дальнему Востоку. Получив в этом регионе примерно 7% голосов, "яблочники" практически гарантировали себе не просто проход в Думу, но и возможное увеличение фракции.
В итоге, независимо от того пять, как уже стало привычным, или шесть партий пройдет в Думу, расклад сил примерно ясен. Обширный центр, слабые левые и правые фланги обеспечат власти парламентское большинство. Однако необходимость согласовывать часть законопроектов с ЛДПР и блоком Глазьева-Рогозина придаст центру некоторый национал-популистский окрас.
Впрочем, ответа на главный вопрос минувшая ночь пока не дала. Получат ли центристы в блоке с национал-маргиналами квалифицированное большинство, позволяющую перекраивать Конституцию, станет очевидным только после начала работы новой Думы, когда одномандатники распределятся по фракциям. Напомним, что по партийным спискам проходит лишь половина депутатов. Вторая половина выбирается в одномандатных округах. И довольно часто происходит так, что кандидат, поддержанный одной из партий, после победы вдруг оказывался совсем в другой.
Владимир ШПАК